Жизнь Данте и его малые произведения

 

И. Н. Голенищев-Кутузов

ЖИЗНЬ ДАНТЕ И ЕГО МАЛЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(Данте Алигьери. Малые произведения. - М., 1968. - С. 419-447)


Данте родился во второй половине мая 1265 г. В это время солнце находилосьв созвездии Близнецов; это сочетание, как свидетельствует древнейший комментаторк "Божественной Комедии" ("Оттимо"), по поверьям, считалось особенно благоприятнымдля занятий науками и искусствами. В своей поэме Данте обращается к светилам,предвозвестившим его рождение:О пламенные звезды, о родникВысоких сил, который возлелеялМой гений, будь он мал или велик!Всходил меж вас, меж вас к закату реялОтец всего, в чем смертна жизнь, когдаТосканский воздух на меня повеял.("Рай", XXII, 112-117)В XIII в. еще не велись записи о рождении флорентийских граждан. Поэтомуособенно важно астрономическое свидетельство самого Данте. Однако стихи "Рая"не указывают точной даты; можно лишь заключить, что автор "Божественной Комедии"появился на свет между 14 мая и 14 июня. Нотариус сер Пьеро Джардини из равеннскогоокружения великого флорентийца сказал Боккаччо, что Данте родился в мае. Словаего заслуживают доверия. Год рождения подтвержден "Хроникой" Джованни Виллани.По флорентийскому обычаю Данте был крещен в первую страстную субботу, т. е.25 марта 1266 г., в баптистерии Сан Джованни. Только там, в сердце Флоренции,спустя много лет Данте желал, чтобы его увенчали поэтическими лаврами по античномуобычаю:В ином руне, в ином величье звонкомВернусь, поэт, и осенюсь венком,Там, где крещенье принимал ребенком.("Рай", XXV, 7-9)Он не возвратился на родину. Лавры возложил на его чело посмертно - 14 сентября1321 г. - сеньор Равенны Гвидо Новелло.Данте с детства запомнил предание о том, что семья его происходит от римскогорода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Он слышал рассказ о прапрадедеКаччагвиде - "сыне Адама", сопровождавшем в походах на сарацин императора КонрадаIII (1138--1152). Император посвятил Каччагвиду в рыцари. Доблестный паладинпал в бою с мусульманами. Данте в XVI песни "Рая" называет Каччагвиду "отцом",никогда не упомянув имени своего отца - Алагьеро де'Алигьери. Каччагвида былженат на некой даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Во ФлоренцииАльдигьери прозвучало как Аллигьери (с двумя "л"), а затем Алигьери (по-латыниАлагьер). Этим именем, ставшим фамильным, назван был один из сыновей Каччагвиды,потомками которого были дед Данте, Беллинчоне, и отец -- Алигьери (второй).Воинственность и непримиримость в борьбе Данте унаследовал от пращура, Каччагвиды,политическую страстность - от деда, Беллинчоне, непримиримого гвельфа, не разизгонявшегося из Флоренции. Дед вернулся на родину в 1266 г., после пораженияимператорской партии, когда в бою под Беневентом пал 26 февраля король СицилииМанфред, сын Фридриха II, и в Неаполе при поддержке папы воцарился Карл Анжуйский.Беллинчоне изучил "трудное искусство возвращаться во Флоренцию", которое еговеликий потомок так и не постиг. Он с удовольствием наблюдал, как его сторонникиразрушают дома гибеллинов, которые были осуждены на изгнание; с тех пор властьво Флоренции окончательно перешла в руки гвельфов. Алигьери второй, отец Данте,человек ничем не примечательный, по-видимому, оставался во Флоренции и в периодвладычества гибеллинов - он, вероятно, не принимал участия в политической борьбе.Поэтому Данте родился во Флоренции, а не в чужом городе, как впоследствии сынфлорентийца-изгнанника Франческо Петрарка.В юные годы Данте слышал не только легенды о древней Флоренции, которая ещене знала раздоров и наслаждалась патриархальными нравами, но также преданияо Фьезоле и о троянских деяниях. Он внимал повестям о кровавых преступлениях,о страшной мести, изгнаниях, тиранах, клятвопреступниках. В "Божественной Комедии"запечатлелись образы ранних лет: непохороненное тело светловолосого короля Манфредапосреди Беневентского поля; предательский взмах меча Бокка дельи Абати, отрубившегоруку флорентийскому знаменосцу в роковой для гвельфов битве при Монтаперти (обэтом событии 1260 г., может быть, рассказал ему дед); гибеллин Фарината, спасшийродной город от разорения. Во Флоренции каждый младенец рождением своим былкак бы предопределен стать членом одной из двух враждующих партий. Семья Алигьерив XIII в. была гвельфской. Приверженность гвельфам наиболее влиятельных гражданФлоренции - крупных купцов, промышленников, банкиров, влиятельных юристов -объясняется прежде всего их стремлением отстоять свою финансовую, а следовательно,и политическую независимость от притязаний императорской партии. Поэтому гвельфыФлоренции искали опоры в папском Риме, а с 1266 г. и в Неаполе, где воцариласьАнжуйская династия, враждебная империи; флорентийская купеческая сеньория стремиласьтакже сохранять самые лучшие отношения с французскими королями, так как быласвязана тысячами уз и финансовыми интересами с Францией, на территории которойскрещивались торговые пути во Фландрию, Бургундию и Англию. Там закупалась шерстьдля флорентийских мастерских, продавалось итальянское цветное сукно. Внешнейи внутренней политикой флорентийских гвельфов руководили богатые старшие цехи,которые иногда вступали в союз с цехами ремесленников и давали некоторые привилегиисвоим меньшим братьям. Бесправный плебс (слуги, подмастерья, наемники, мелкиеторговцы, чернорабочие), "тощий народ", призывался к политическим выступлениямлишь иногда для борьбы с противником той или иной группировки "жирных", стоявшиху власти. В городе издревле обосновались феодалы, выгнанные из своих замков,находившихся на территории Флорентийского графства. Они выстроили в самой Флоренциибашни, высота которых определялась постановлениями сеньории. В смутные временаони запирались в своих твердынях, которые становились опорными пунктами уличныхбоев. Магнаты, к которым причислялись и наиболее древние семьи патрициев, получившиерыцарское достоинство, постоянно были недовольны существовавшими порядками.В зависимости от семейных традиций и обстоятельств они примыкали то к гвельфам,то к гибеллинам. В постоянных распрях с соседними городами магнаты и рыцарибыли полезны Флорентийской республике как военная сила, но в дни мира праваих урезывались расчетливыми купцами. Некоторые из магнатов стремились статьсеньорами и тиранами, как гордый атеист гибеллин Фарината дельи Уберти, с презрениемвзиравший на Дантов "Ад" (песнь Х), или один из предводителей гвельфов - "большойбарон" Форезе Донати. Однако магнатам не удалось основать во Флоренции династию- всю власть, как известно, в начале XV в. захватил "князь купцов" Козимо Медичи.Политические группировки на родине Данте в XIII в. возникали обычно в зависимостиот интересов и домогательств влиятельных лиц, стремившихся к гегемонии. По словампоэта, все было непостоянно во Флоренции; к ней обращаясь, он говорит:Тончайшие уставы мастеря,Ты в октябре примеришь их, бывало,И сносишь к середине ноября.За краткий срок ты столько раз менялаЗаконы, деньги, весь уклад и чинИ собственное тело обновляла!..("Чистилище", VI, 142-147)В непрестанной борьбе групп, движимых корыстными интересами, напрасно былобы искать "прогрессивные" течения. Историки XIX и ХХ вв. нередко модернизировалии вульгаризировали события XIII столетия. Так, например, некоторые итальянскиедовоенные историки, объявив Черных гвельфов "предтечами фашистов", приписывалиим важнейшую историческую миссию (развитие капитализма и отечественной буржуазии).В романтической историографии XIX в. можно встретить крайнюю идеализацию Белыхгвельфов, которым приписывались самые демократические свойства, причем игнорировалосьто обстоятельство, что во главе их стояли банкиры Черки и что в их среде былоне меньше магнатов, чем в рядах Черных; известно также, что изгнанные из Флоренциив 1302 г. Белые немедленно заключили союз с гибеллинами.Из сохранившихся в архивах скудных документов о семье Данте нам известно,что Алигьери владели домами и участками земли во Флоренции и ее окрестностях;они были людьми среднего достатка. Отец Данте, вероятно юрист, не брезговалростовщичеством и по флорентийскому обычаю давал деньги в рост. Он был женатдважды. Мать Данте умерла, когда поэт еще был ребенком. Ее звали Белла (вероятно,Изабелла): в нотариальном акте 1332 г. читаем: "Domine Belle, olim ... matrisDantis" ("Госпоже Белле, некогда... матери Данте"). Отец Данте умер до 1283г. Восемнадцати лет от роду Данте стал старшим в семье. него были две сестры:одну из них звали Тана (Гаэтана); другая, чье имя нам неизвестно, вышла замужза Леоне ди Поджо, герольда флорентийской коммуны. Племянник Данте, Андреа диПоджо, очень походил внешним обликом на своего знаменитого дядю. С Андреа былзнаком Боккаччо, получивший, как можно предполагать, от него некоторые сведенияо семье Алигьери. Молодая дама, которая склонилась над ложем больного поэта("Новая Жизнь", XXIII), была одной из сестер Данте. Франческо, брат Данте, вдекабре 1297 г. считался юридически совершеннолетним, т. е. ему было не менее18 лет; этим временем датирован документ, из которого мы узнаем также, что вместесо старшим братом он взял взаймы порядочную сумму денег - 480 золотых флоринов.Изгнанный в 1302 г. из Флоренции, Франческо Алигьери вернулся на родину; враждебнаяпартия Черных его не преследовала, и он смог оказать Данте и его семье некоторуюпомощь. В 1332 г. Франческо купил участок земли близ города, где и проживалпод старость.Когда снова разгорелась война между Флоренцией и ее гибеллинскими соседями,Данте принял участие в военных походах. В "Божественной Комедии" несколько разупоминается битва при Кампальдино (11 июня 1289 г.), в которой войска Ареццобыли разбиты наголову. Данте также находился среди флорентийцев, осаждавшихзамок Капрону близ Пизы. Есть достаточно оснований утверждать, что Данте училсяв школе правоведения в Болонье, где познакомился с поэтом и впоследствии знаменитымюристом Чино да Пистойя. Болонского поэта Гвидо Гвиницелли Данте назвал в "БожественнойКомедии" (так же как Каччагвиду и Брунетто Латини) своим отцом. Гвиницелли явилсяосновоположником того "сладостного нового стиля", который восприняла и развилафлорентийская поэтическая школа во главе с Гвидо Кавальканти.Боккаччо пишет в своей лекции об "Аде", что дама, в которую был влюблен Данте,звалась Беатриче, что она была дочерью богатого и уважаемого гражданина ФолькоПортинари (умершего в 1289 г.) и женою Симоне де Барди из влиятельной семьифлорентийских банкиров. На свидетельствах Боккаччо основывается идентификацияблагороднейшей и несравненной госпожи "Новой Жизни" с Беатриче, историческисуществовавшей во Флоренции. Следует заметить, что мачеха Боккаччо, Маргаритадеи Мардоли, дочь монны Лаппы, рожденная Портинари, приходилась троюродной сестройБеатриче. В конце 1339 г. Боккаччо мог еще застать в живых госпожу Лаппу илислышать в семье ее рассказы о прошлом. Несмотря на то, что Боккаччо порой иприсочинял к биографии Данте некоторые подробности, это свидетельство заслуживаетдоверия.В своем юношеском произведении "Новая Жизнь" ("Vita Nuova"), написанном вначале 90-х гг. XIII в., вскоре после смерти Беатриче (1290), Данте почти ничегоне говорит о событиях своего времени. Его "малая книга памяти" (так называетДанте "Новую Жизнь") написана в стихах и прозе. Примечания к сонетам и канцонам"Новой Жизни" напоминают провансальские razos de trobar. Но молодой флорентийскийпоэт оживил систему поздних провансальских комментаторов. "Новая Жизнь" - первыйпсихологический роман в Европе после гибели античной цивилизации и вместе стем лучший сборник лирических стихов Высокого Средневековья.В начале повествования мы узнаем, что автор видел впервые Беатриче, когдаему было девять лет, а ей почти исполнилось девять. Числа "девять" и "три" вовсех произведениях Данте многозначимы и неизменно предвозвещают Беатриче. Числом"девять" отмечено ее младенческое явление отроку Данте и ее появление на флорентийскомпразднестве в то весеннее время, когда она предстала взору юноши в полном расцветесвоей красоты. Беатриче умерла, когда совершенное число "десять" повторилосьдевять раз, т. е. в 1290 г. На страницах "Новой Жизни" ничего не сказано определенноо месте, времени, людях: события происходят в "неком" городе; в одной из главДанте скачет на коне, удаляясь от этого города, по берегу быстрой и прозрачнойреки, но поэт не называет ни Флоренции, ни Арно. Догадливые комментаторы высказываютпредположение, что Данте направлялся на Кампальдинское поле битвы или к стенамосажденной флорентийцами Капроны. Иногда поэт, как бы нехотя разжимая губы,упоминает имя благороднейшей госпожи - Беатриче.В "Новой Жизни" чередуются сны. Владыка Амор, являвшийся уже сицилийскимпоэтам в облике молодого и гордого сеньора, говорит с поэтом то по-латыни, тона народном языке о смысле и природе его чувств, дает ему наставления, укоряет,предвозвещает грядущие бедствия. Он предстает также в одеждах пилигрима, а всновидении Данте за спиной Амора можно угадать крылья. Сам автор раскрываетего аллегорическую сущность в XXV главе, ссылаясь на риторику древних, прибегаяк авторитету Вергилия, Лукана, Горация и Овидия (те же поэты, вместе с Гомером,принимают его в свой круг в IV песни "Ада").Данте не сразу преодолел уже застывший тосканский литературный стиль, наследиесицилийцев и Гвиттоне д'Ареццо. В первых главах "Новой Жизни" встречаются слишкомосложненные "гвиттонеанские" сонеты, в которых звучат ламентации, привычныедля уха тех, кто знаком с поэзией XIII в. Эти жалобы и сетования, эти укорынемилосердной смерти, похитившей цвет юности, порой прерываются выразительнымистихами, достойными будущего великого мастера.От провансальцев и их последователей в Италии Данте воспринял обычай таитьимя своей дамы. Она сокрыта условной завесой. В честь "дамы защиты", подменяющейнастоящую владычицу сердца, он пишет стихи, не вошедшие в "Новую Жизнь". Можнопредположить, что к ним принадлежит одно из лучших юношеских произведений поэта- сонет, посвященный Гвидо Кавальканти, о трех прекрасных дамах, которые вместесо своими возлюбленными плывут по морю в ладье, зачарованной волшебником Мерлином.Данте столь преуспел в своей выдумке, что в городе стали говорить, "нарушаяграницы куртуазии", о его увлечении. Тогда Беатриче "отказала ему в спасительномсвоем приветствии" и повергла его в отчаяние. В ее присутствии на свадебномпиру поэт ощущает непреодолимый трепет. Он почти лишается чувств, возбуждаетсострадание друзей:И в этот миг мне Бог любви вещает:"Беги отсель иль в пламени сгори!"Лицо мое цвет сердца отражает.Ищу опоры, потрясен внутри;И опьяненье трепет порождает.Мне камни, кажется, кричат: "Умри!"(XV, 4-5)По прошествии некоторого времени, в обществе благожелательных дам, которыерасспрашивали поэта о целях столь необычной любви, Данте отвечает, что все егостремление заключается лишь в спасительном приветствии его госпожи и повелительницы.Дамы весьма резонно замечают, что то, что он пишет, а также его поведение несоответствуют этим словам. Действительно, стихи Данте были исполнены горечии рокового ощущения обреченности; они не успокаивали, а тревожили душу. Автор"Новой Жизни" в это время воспринимал власть любви трагически, как его первыйдруг, великолепный кавалер и еретик Гвидо Кавальканти. Пристыженный укорамимудрых дам, Данте решился изменить свой поэтический стиль. Знаменитой канцоной"Лишь с дамами, что разумом любви владеют" ("Новая Жизнь", XIX) он начал циклстихов, прославляющих Беатриче. Его стихи должны возвестить недостойному миручудесное явление благороднейшей дамы:Ее узреть чертог небесный рад,Ее хвалой хочу я насладиться...(XIX, 9)Вторая часть "Новой Жизни" свидетельствует о возврате автора к лирике старшегоГвидо. Все же поэзия Данте этого периода полна страстностью, которая прорывается,как пламя вулкана, над водами смиренномудрых хвалений. Беатриче проходит поулицам Флоренции еще земная, еще в обществе женщин, а не ангелов, но в ореоленебесного совершенства:В ее очах Амора откровенье,Преображает всех ее привет.Там, где проходит, каждый смотрит вслед;Ее поклон -- земным благословенье.(XXI, 2)Та же система образов выражена с еще большей силой в другом сонете:Приветствие владычицы благойСтоль величаво, что никто не смеетПоднять очей. Язык людской немеет,Дрожа, и все покорно ей одной.Сопровождаемая похвалой,Она идет; смиренья ветер веет.Узрев небесное, благоговеет,Как перед чудом, этот мир земной.(XXVI, 5-6)В стихах "Новой Жизни" усовершенствовался "сладостный новый стиль" итальянскойпоэзии середины XIII в. Одной из главных особенностей этого стиля была гармониястиха, органически связанная с глубоко пережитыми чувствами. Система художественнойвыразительности сочеталась у поэтов Флоренции с литературными идеями, возникшимииз претворенных в образы философских умозаключений различных мыслителей (Аристотель,Платон, Бернард Клервосский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Аверроэс). Отестествоиспытателей Греции (в арабско-латинской интерпретации) поэты "сладостногонового стиля" заимствовали учение о духах жизни, души и разума, объяснявшиепсихофизиологическую систему наших восприятий. Данте и его друзья были знакомыс правоведением Болоньи, с латинской риторикой и поэтикой Цицерона, Квинтилианаи Горация. Они прекрасно знали поэзию трубадуров и были начитаны в французскойлитературе XII--XIII вв. В XXIV песни "Чистилища" Данте говорит представителюстарой тосканской школы Бонаджунте из Лукки:...Когда любовью я дышу,То я внимателен; ей только надоМне подсказать слова, и я пишу.("Чистилище" XXIV, 52-54)Но это утверждение первичности вдохновения и внутреннего голоса Амора непротиворечило стилистическим поискам и философским чтениям. Данте лишь утверждал,что без вдохновения напрасны все ухищрения риторов и все знания мудрецов. Вдуше поэта должна царствовать любовь.Восхваляя прекрасную даму, подательницу милостей и чудес, Данте предчувствовалв сновидениях ее смерть. Роковым предзнаменованиям посвящена вторая канцона"Новой Жизни". После смерти Беатриче Данте оплакивал ее успение в стихах, ноне пожелал сообщить подробностей о горестном событии в прозе своей "книги памяти".В конце "Новой Жизни" повествуется о некой "сострадательной даме", взгляды которойутешали Данте.Образ юной красавицы, полной любви и сожаления к тоскующему Данте, все болееовладевал его сердцем. Далее мы узнаем о возврате поэта к былой любви, о егораскаянии, о чудесном видении, ему представшем. Беатриче является в тех кроваво-красныходеяниях, в которых он увидел ее впервые в детстве. Данте кажется, что весьгород охвачен великою скорбью, которую ощущают и пилигримы из дальних стран,проходящие по улицам горестной Флоренции. Он мысленно возносится в Эмпирей,и там - "за сферою предельного движенья" -- видит благороднейшую даму,Покинувшую плен земных тревог,Достойную похвал и удивленья.(XLI, 11)На последней странице "Новой Жизни" Данте обещает, что скажет о Беатриче,если только продлится его жизнь, то, что никогда не было сказано ни об однойженщине. Этот заключительный аккорд "книги памяти" противостоит всему замыслуследующего произведения Данте, "Пира" ("Il Convivio"), написанного в изгнании,между 1304 и 1307 гг., и оставшегося незаконченным. Следует предположить, чтодве аллегорические и морализирующие канцоны, вошедшие в "Пир", возникли ещево Флоренции. Данте утверждает, что "сострадательная дама" была "достойнейшейдочерью Повелителя вселенной, которую Пифагор именовал Философией" (II, XV,12). Нелегко объяснить совершенно очевидное противоречие между двумя произведениями.Трудно также отрешиться от мысли, что "сострадательная дама", прежде чем превратитьсяв образ аллегорический, не существовала в действительности на "первом плане".Можно предположить с достаточной вероятностью, что "Новая Жизнь" имела две редакциии что до нас дошла вторая, в которой конец был переделан и дополнен самим Дантев те времена, когда он оставил "Пир" и трактат "О народном красноречии" и началписать "Монархию" и "Божественную Комедию". Отказавшись от интеллектуализмапервых лет изгнания, Данте стремился связать с песнями поэмы свое юношескоепроизведение, прославлявшее ту, которая стала его водительницей в "Рае".На страницах "Пира" сказано, что после смерти Беатриче Данте обратился кразысканию истины, которую "как бы в сновидении" он прозревал в "Новой Жизни".Вообразив Мадонну Философию в облике благородной дамы, поэт стал ходить туда,"где она истинно проявляла себя,-- в монастырские школы и на диспуты философствующих"(II, XII, 7). Народный язык, предназначенный для поэзии любви, в устах Дантестал выражать сложную систему философских и моральных взглядов его времени.Данте углублялся в лес абстракций -- эксперимент чрезвычайно опасный, которыйбыл бы гибелен для тех, кто не обладал его гением, но для него открыл новыепути. Он покорял стихию итальянского языка, расширял его границы, предъявляяк нему те требования, удовлетворить которые в ту эпоху мог только латинский.Сознавая все яснее требования подлинно философского языка, Данте утомился аллегорическойсистемой выражения. Он расстался с ней в сонете "Звучат по свету ваши голоса".Необходимо подчеркнуть, что аллегорическая манера у Данте была соединена с иной,чем в "Новой Жизни", системой выражений. В третьей канцоне "Пира" (трактат IV)Данте пишет, что Мадонна Философия "смутила его привычный язык" и что ему следуетоставить "сладостный стиль" тех времен, когда он говорил о любви, и прибегнутьк "острому и суровому стиху" ("rima aspr'e sottile"). Напомним, что в "Чистилище"Данте возвратился к прославлению "сладостного нового стиля" в разговоре с Бонаджунтойда Лукка. Доктринальные канцоны "Пира" (в которых встречаются, чередуясь состихами рассудительными, стихи, вдохновленные музами) следует рассматриватькак подготовку к "Божественной Комедии", хотя сам автор в начале XIV в. считал"Пир" самым важным своим трудом. Заметим, что вторую доктринальную канцону "Пира"- "Амор красноречиво говорит" - исполняет в Антипургатории ("Чистилище", II,112) друг Данте, композитор и певец Казелла. Звуки канцоны названы там не "острымии суровыми", а "сладостными". По-видимому, к этому циклу принадлежат также несколькоканцон, написанных в первые годы изгнания, которые, вероятно, вошли бы в последующиетрактаты "Пира", если бы Данте не прервал свой труд.На интеллектуальное развитие Данте в юношеские его годы значительное влияниеоказал флорентийский писатель, переводчик и правовед Брунетто Латини, умершийв 1294 г. О воображаемой встрече с ним Данте рассказывает в XV песни "Ада".В уста своего учителя Данте вкладывает предсказание о горестной своей судьбеи об изгнании. В его памяти запечатлелся "дорогой и добрый отеческий лик" БрунеттоЛатини. Брунетто просит своего ученика позаботиться о "Сокровище", книге, вкоторой он продолжает жить среди живых. Брунетто Латини сам о себе говорил,что он человек, скорее, светский (un poco mondanetto); автор известной флорентийскойхроники Джованни Виллани прямо называет его "человеком вполне мирским" ("mondanouomo"). Брунетто Латини обладал энциклопедическими знаниями, приобретеннымиво Франции, где он жил как изгнанник (изгнание было как бы обязательной главойв биографиях едва ли не всех писателей и поэтов Флоренции того времени). Срединаук Латини на первое место ставил политику и риторику. Последние книги "Сокровища"посвящены тем, кто должен управлять городом и государством. Латини переводилЦицерона, цитировал Аристотеля, Цезаря, Вергилия, Овидия, Ювенала, упомянулнесколько раз Платона и Демосфена. Вероятно, у него Данте изучил ars dictamini,искусство сочинять письма и трактаты как по-латыни, так и на volgare (народномязыке). Читая "Сокровище", Данте проникся стоицизмом Катона, которого он хвалитв "Пире". Язычнику и самоубийце Катону Данте доверил высокую должность стражачистилища. Латини был одним из зачинателей нового направления европейской культуры.Поэтому вполне понятно, что его цитировали гуманисты XIV-XV вв. и что в этовремя вновь и вновь переписывались рукописи флорентийского мудреца. Идеи Дантео светском государстве, независимом от церкви, о справедливом обществе на землеобнаруживают известное влияние сэра Брунетто, который, по словам современника,впервые освободил флорентийцев от неотесанности, обучив их красноречию и великомуискусству руководить политикой сообразно с наукой.Моральные и аллегорические канцоны в честь Мадонны Философии в гораздо большейстепени приличествовали поэту, переступившему грань юности, чем сладостно-печальныеи экстатические стихи "Новой Жизни". В I главе I трактата "Пира" он пишет: "Еслив настоящем сочинении, которое называется "Пиром"... изложение окажется болеезрелым, чем в "Новой Жизни", я этим ни в коей мере не собирался умалить первоначальноемое творение, но лишь как можно больше помочь ему, видя, насколько разумно то,что "Новой Жизни" подобает быть пламенной и исполненной страстей, а "Пиру" -умеренным и мужественным. В самом деле, одно надлежит говорить и делать в одномвозрасте, а другое - в другом. В прежнем моем произведении я повествовал,будучи на рубеже молодости, а в этом -- уже миновав его".Боккаччо сообщает, что вскоре после смерти Беатриче Данте женился на Джеммеиз влиятельной семьи магнатов Донати. Брак был уговорен в 1277 г. между родителями- как часто случалось в те времена, - когда жених и невеста были еще детьми.Джемма, ни разу не упомянутая в сочинениях Данте, была дочерью Манетто Донати,двоюродного брата Корсо, - "большого барона", злейшего врага Данте и партииБелых. От этого брака нам известны два сына, Пьетро и Якопо (имя третьего, Иоанна,встречается всего один раз, в документе из Лукки 1308 г.), и дочь Антония, идентифицированнаяс Беатриче, монахиней в равеннском монастыре Сан Стефано дельи Оливи. Из родственниковмонны Джеммы упомянем также брата Корсо Донати -- Форезе; с ним Данте дружилв юности и обменивался сатирическими сонетами, в которых грубая насмешка и оскорбительныенамеки на семейные обстоятельства напоминают "натуралистические" стихи РустикоФилиппи и Чекко Анжольери. Переписка - препирательство с Форезе - разительноотличалась от произведений "сладостного нового стиля". Данте как бы отдыхаетот изысканной фразеологии своих возвышенно-утонченных стихов периода "НовойЖизни". Таким образом, уже в раннем периоде творчество Данте выходит за пределыодного литературного направления, обнаруживая в молодом поэте необыкновеннуюшироту дарования. Данте пробует силы в разных жанрах и стилях, используя опытвсех поэтических школ своего времени. Все эти опыты сослужат ему службу, когдачерез два десятилетия он приступит к созданию грандиозного эпического полотна"Комедии". Задиру и насмешника Форезе Донати (умершего в 1296 г.), друга своеймолодости, Данте поместит не в адские рвы, а в чистилище (XXIII, 37-57).В 1295 г. началась политическая деятельность Данте во Флоренции, продолжавшаясясемь лет. Шестого июля того года пересмотрены так называемые "Постановлениясправедливости" ("Ordinamenti di giustizia", 1293), согласно которым пять младшихцехов были уравнены в правах с семью старшими, а магнатам и рыцарям запрещаласьвсякая политическая деятельность. Была образована народная милиция во главесо "знаменосцем справедливости". Во главе движения встал аристократ из гибеллинскойсемьи Джанно делла Белла, ставший гвельфом. Он соединил в себе римского трибунас ренессансным кондотьером. Весьма показательно, что, несмотря на колебанияфлорентийской политики, "Постановления справедливости" оставались основой управленияреспублики, из чего следует заключить, что этот документ был выгоден правящейверхушке "жирного народа", опасавшейся магнатов, хотя и входившей с некоторымииз них в соглашения. Купцы и банкиры вскоре испугались влияния Джанно деллаБелла. Против него был возбужден тот же мелкий люд (popolo minuto), которыйпомог ему прийти к власти. Джанно был свергнут и умер в изгнании.Не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать политическое значение Данте.Боккаччо, а за ним литературоведы-романтики проецировали на события конца XIIIв. будущую славу великого поэта и приписывали ему одну из главных ролей в общественнойжизни Флоренции. С 1 ноября 1295 г. до 30 апреля 1296 г. Данте участвовал вОсобом народном совещании при капитане народа. 14 декабря 1295 г. он был избранодним из старшин (savi - "мудрые люди") из "шестины" (sestiero) Сан Пьетро (своейчасти города) для совещания (Consiglio della Captitudino) по поводу предстоящихвыборов приоров. От мая до сентября 1296 г. он состоял членом Совета ста, ведавшегофинансами республики и другими важными делами. В городских совещаниях он участвовали в 1297 г. Его политическая деятельность между 1298 и 1301 гг. недостаточнонам ясна, так как документы этого периода не сохранились. Известно, впрочем,о посольстве Данте в небольшой город Сан Джиминьяно по делам гвельфской лигиТосканы. В течение двух месяцев (с 15 июня до 15 августа 1300 г.) он был однимиз семи приоров Флоренции. Этот приорат стал, по его собственным словам, "началомвсех его бедствий".В конце XIII в. флорентийские гвельфы разделились окончательно на две враждебныепартии: Белых и Черных. С каждым месяцем усиливалось соперничество между семьейДонати, возглавившей Черных, и банкирами Черки, предводительствовавшими Белыми.По существу, разница между двумя фракциями гвельфов была не столь велика. Однакосреди Белых нашлись граждане, склонные энергично поддерживать ту часть "Постановленийсправедливости", в которой гарантировались демократические права и привилегиимладших цехов. В то же время к Белым примыкали богатые патриции, ставшие аристократами,как, например, Кавальканти, сводившие личные счеты с Донати. Во внешней политикеразницу между двумя группами можно установить более ясно: Черные, следуя старойгвельфской традиции, искали поддержки у папы, неаполитанского короля, французскихпринцев, рискуя попасть в прямую от них зависимость. Белые относились враждебнок Бонифацию VIII, не без основания считая, что папа стремится присоединить Тосканук своим владениям. Они недоверчиво относились к неаполитанцам и французам. ДиноКомпаньи утверждал, что началом "упадка города" (вернее, партии Белых) быломайское празднество 1300 г., когда народное веселье было прервано кровавой схваткойприспешников Корсо Донати и сторонников Черки. Дальновидный Бонифаций VIII послалво Флоренцию "примирителя", кардинала Маттео Акваспрата, человека умного, ловкогои корыстолюбивого. Кардинал сделал все возможное, чтобы возвысить партию КорсоДонати и унизить Белых. В канун праздника Святого Иоанна, покровителя Флоренции(23 июня), в том же году произошло новое столкновение между Черными и Белыми.Группа магнатов из окружения Донати напала на процессию цеховых консулов, направлявшихсяв храм, крича, что они защитники республики, что они одержали победу над гибеллинамипри Кампальдино, а новые законы лишают их общественных должностей и почестейв родном городе. Сторонники Черки стали вооружаться, ожидая дальнейших мятежей.Приоры, среди которых был Данте, приняли соломоново решение: они удалили изгорода вожаков обеих групп. Среди высланных был Гвидо Кавальканти, первый другДанте, заклятый враг мессера Корсо Донати. Возвратившись вскоре во Флоренциюиз малярийной местности Тосканы, где он должен был проживать, Гвидо Кавалькантиумер 26 августа 1300 г.Приорат Данте кончился 15 августа. От этой даты до февраля 1301 г. до насне дошли документы о его политической деятельности; 15 марта он участвовал водном из городских советов "мудрых мужей", на котором было решено не поддерживатьпритязания короля Карла Неаполитанского на Сицилию; 14 апреля Данте был на совещаниипо поводу подготовки выборов приоров. С 1 апреля до 30 сентября он состоял членомСовета ста; 19 июня он дважды голосовал против предложения оказать помощь "господинупапе" в его междоусобной войне с феодальными соседями ("consuluit quod de servitiofaciendo domino Pape nihil fiat"). Корсо Донати, интриговавший в Риме противБелых, был назначен папой подестб Масса Торбариа в феврале 1300 г. При посредствепапы Черные заручились поддержкой брата короля Филиппа IV Красивого - КарлаВалуа. В начале февраля 1301 г. Карл прибыл в Италию. Бонифаций VIII встретилего в своей резиденции в г. Ананьи с распростертыми объятиями. Перед этим принцКарл прославился кровавым усмирением городов Фландрии (Брюгге и Гента). В июне1301 г. Черные собрались в церкви Святой Троицы, чтобы подготовить переворот;они почти и не скрывали своих намерений. Белая сеньория приняла против них некоторыемеры: наложила взыскания на графов Гвиди и банкиров Барди, конфисковала имуществоДонати. Если верить позднему свидетельству Леонардо Бруни, Данте в дни, когдаподготовлялся мятеж, советовал расширить права низших цехов и демократизироватьреспублику. Виери Черки и его сторонники не пошли на дальнейшие реформы. Сеньориярешила отправить посольство к папе, чтобы предотвратить вмешательство КарлаВалуа в дела Флоренции. Боккаччо и Дино Компаньи утверждают, что Данте участвовалв этом посольстве. Черные обвиняли Белых в сношениях с гибеллинами и уверялипринца и папу, что только они являются настоящими гвельфами. Белые мешкали ивсюду опоздали. Карл Валуа прибыл 1 ноября как "примиритель" и доверенное лицопапы во Флоренцию. По тайному договору с Карлом Корсо Донати утром 5 ноября1301 г. с небольшим отрядом конников проник во Флоренцию. Белые оказали емуслабое и неорганизованное сопротивление. Корсо Донати приказал взломать воротатюрьмы и выпустил своих сторонников. Шесть дней продолжались грабежи и насилия.Белая сеньория пала, и 8 ноября были избраны новые приоры из числа богатых купцови банкиров (пополанов по происхождению), принадлежавших к партии Черных. В начале1302 г., 27 января, Данте в общем списке с другими Белыми был обвинен в "baratteria",т. е. в том, что он присваивал государственные деньги, занимался вымогательствоми нечестно употреблял полученные средства "против верховного первосвященникаи против господина Карла, дабы воспрепятствовать его прибытию, а также противмирного благоденствия города Флоренции и партии гвельфов".По всем шести частям города звучала серебряная труба городского герольда,призывавшая разрушить дома изгнанных государственных преступников и врагов народа.Где был в это время Данте? Остался ли он на обратном пути из Рима в Сьене илизаблаговременно бежал из родного города, скрываясь в его окрестностях? Дом егобыл разрушен. Жена Данте, близкая родственница Корсо Донати, не подвергласьпреследованиям. Ей удалось спасти часть имущества. 10 марта 1302 г. было вынесеноновое решение суда Черных: если Данте Алигьери вернется во Флоренцию, то пустьего "жгут огнем, пока не умрет" ("igne comburatur sic quod moriatur").Следы Данте в первые годы изгнания Белых находим в Ареццо и в Сьене, в апеннинскихзамках вождей гибеллинов, с которыми нужда заставила сблизиться Белых. Однимиз них был Угуччоне делла Фаджуола, гибеллин незнатного происхождения, опытныйвоеначальник, человек хитрый и жестокий, захвативший власть в Ареццо. Он сначалаласково принял флорентийских изгнанников. Вскоре правитель Ареццо пошел на примирениес папой Бонифацием, обещавшим сделать сына тирана кардиналом. Обманутый папой,Угуччоне утешился тем, что выдал одну из своих дочерей за овдовевшего КорсоДонати. Белые флорентийцы стали не ко двору в Ареццо. Они устремились в горы,к замкам в истоках Арно. Данте в это время находился, в окружении Черки, вовладениях сеньоров Убальдини. 8 июня 1302 г. Данте присутствовал вместе с 18предводителями флорентийцев в церкви Сан Годенцо при заключении договора междуБелыми и старшим в роде Убальдини - Уголино. Особенно важна для феодальных союзниковБелых была подпись Виера Черки, который своими богатствами гарантировал феодаламвозмещение военных убытков. Подпись Данте Алигьери, бывшего приора, имела, конечно,только морально-политическое значение.Убальдини владели плоскогорьем Муджело северо-восточнее Флоренции. Там началисьстычки с Черными в июне 1302 г. Вторжения Танно дельи Убальдини во владенияФлорентийской республики сопровождались насилиями и грабежами; рыцари и наемникиподжигали дома, в которых заживо сгорали беззащитные жители. Черные перешлив контрнаступление, им удалось за большие деньги подкупить Карлино де'Пацци,который сдал им 15 июля замок Пьянтравинье вместе со всем гарнизоном, средикоторого было немало Белых (за что Данте осудил Карлино - еще до смерти - навечные муки во льдах Коцита как предателя своей партии; "Ад", XXXII, 68-69).Войска Черных опустошили владения Убальдини и осадили крепость Монтеччанико.Однако ополчение из Пистойи, рыцари Убальдини и многочисленные флорентийскиеБелые оказали Черным жестокое сопротивление; им удалось удержать в своих рукахэтот важный опорный пункт. В отместку Черные приступили во Флоренции к казнямпленных и сторонников Белых. Изгнанники успешно обороняли также замок Филиччоне,однако исход этой первой муджеланской войны 1302 г. был неясен. Успехи Белыхнезначительны. Следовало готовиться к походу следующего года.Вероятно, Данте был одним из организаторов первой муджеланской войны. Осенью1302 г. он отправился в Форли (на границе Апеннин и Романьи). В этом городес 1296 г. правил гибеллин Скарпетта дельи Орделаффи. Он стал предводителем Белыхизгнанников и местных гибеллинов и против черной Флоренции. Гуманист ФлавиоБиондо (1380-1463), родом из Форли, сообщает, что Данте был секретарем новоговождя Белых. Вряд ли это верно, вероятнее, что Данте помогал в канцелярии Орделаффиподготовлять вторую муджеланскую войну. Зимой 1302 г. он был послан Белыми вВерону, чтобы испросить помощи мощного правителя этого ломбардского города Бартоломеоделла Скала (умер 7 марта 1304 г.). На небе Марса предок Данте Каччагвида пророчествует:Твой первый дом в скитальческой судьбеТебе создаст ломбардец знаменитый,С орлом святым над лестницей в гербе.("Рай", XVII, 70-73)Затем Каччагвида хвалит доблесть, великодушие и щедрость Кан Гранде, младшегобрата Бартоломео делла Скала.По всей вероятности, Данте покинул Тоскану и вторично направился в Веронук Великому Ломбардцу весною 1303 г., в начале второй муджеланской войны. Отвергнувгражданские распри между Белыми и Черными, поэт стал "сам для себя своей партией".Уже зимой 1302/03 г. он советовал не пускаться в опасные и плохо подготовленныевоенные действия; этими советами, по свидетельству Оттимо, одного из старейшихкомментаторов "Божественной Комедии", он вызвал раздражение вождей Белых. Втерцинах Данте звучат жалобы на тягость изгнания и горькие обвинения по адресуего бывших единомышленников:Ты будешь знать, как горестен устамЧужой ломоть, как трудно на чужбинеСходить и восходить по ступеням.Но худшим гнетом для тебя отнынеОбщенье будет глупых и дурных,Поверженных с тобою в той долине.Безумство, злость, неблагодарность ихТы сам познаешь; но виски при этомНе у тебя зардеют, а у них.("Рай", XVII, 58-63)Весною 1303 г., когда виски Белых обагрились кровью, Данте не было срединих. Скарпетта дельи Орделаффи во главе гибеллинов и Белых проник на территориюЧерных. Они заняли выси Пульчано в 15 км от Флоренции. Командование силами Черныхпринял новых подеста Флоренции Фульчери да Кальболи. Фульчери с небольшим отрядомпредпринял быстрые и решительные действия против вооруженных сил своего заклятоговрага Скарпетты. Союзники Белых, болонцы, отступили в Романью. Сам Скарпеттазаперся в замке Монтеччанико. Белые бежали. Крестьяне убивали и вязали беглецов,рассчитывая на награду флорентийцев. Пленников подвергали во Флоренции страшнымпыткам, а потом казнили. Среди них был мессер Донато Альберти, судья, один изавторов "Постановлений справедливости". Его пытали и умертвили по правилам,которые он сам предписал.В дальнейшем мы не находим следов Данте в Тоскане в течение многих лет. Онне участвовал в собрании Белых в Болонье, и его имени нет среди 131 подписифлорентийских изгнанников под декларацией о союзе и военной помощи 18 июня 1303г.В Вероне, где Данте жил и при наследнике Бартоломео делла Скала - Альбоине,он внимательно следил за событиями на родине. Он слышал рассказы о зверскойрасправе Фульчери да Кальболи над пленными Белыми. Борьба между гвельфами казаласьему бессмысленной. Он ждал часа примирения. На это указывает одна из лучшихего канцон, написанная в это время, - "Мое три дамы сердце окружили" ("Tre donneinttorno al cor mi son venute"). Эти аллегорические дамы - Справедливость, Щедростьи Умеренность - облачены в лохмотья и всеми гонимы и напрасно ищут пристанищав раздираемой смутами Италии. Поэт говорит, что стремится к примирению. Он верит,что "прощенье - наилучший лавр войны" (62 [CIV], 107).Казалось, что после смерти униженного французами в Ананьи Бонифация VIII (11октября 1303 г.) шансы на мир возросли. Новый папа, Никколо Боккасино, принявшийимя Бенедикта XI, происходил из незнатной семьи гибеллинов. В марте следующегогода папа Бенедикт, стремившийся примирить гвельфов и гибеллинов, послал в Тосканукардинала Остии Никколо да Прато, также из плебейской гибеллинской семьи. Кардиналвступил в сношение и с Белыми, чей центр был в это время снова в Ареццо, и справителями Флоренции. Однако главари Черных не желали мира и переговоры с прибывшимиво Флоренцию делегатами изгнанников (среди которых был отец Франческо Петрарки)успехом не увенчались. Черные не остановились перед фабрикацией поддельных посланийот имени кардинала и обвинили его в особом покровительстве гибеллинам и Белым.Наложив интердикт на город кровавой лилии и отряхнув прах со своих ног, кардиналНикколо да Прато оставил пределы Тосканы.Мы не считаем достоверными сведения Леонардо Бруни о том, что Данте был в1304 г. в Ареццо среди 12 советников партии Белых при генеральном капитане графеАлессандро Гвиди да Ромена (на самом деле капитаном был его брат Агинольфо).В это время в Ареццо находился не Данте, а его брат Франческо Алигьери, которыйвскоре вернулся на родину. Известно весьма отрицательное отношение Данте к графамГвиди да Ромена, которые пользовались услугами фальшивомонетчика магистра Адамо,сожженного во Флоренции на костре (см. "Ад", ХХХ, 73--84). Также мы сомневаемсяв том, что Данте написал письмо от имени партии Белых кардиналу Никколо да Пратои от своего имени о смерти Алессандро да Ромена его племянникам (письма No 1и No 2). Атрибуция этих писем относится к концу XIV в. Она была без достаточнойкритики принята многими дантологами. Ошибочно приписывать Данте (лишь потому,что он известнее других Белых гвельфов) все, что было написано флорентийскимиизгнанниками во время гражданской войны.Во Флоренции бывшие единомышленники поэта теряли свои позиции. Граждане разногоимущественного положения постепенно склонялись на сторону Черных, заставившихих подчиниться своей воле запугиваниями и репрессиями. Изгнанные Белые слишкомтесно связали себя с феодальными сеньорами. Они выступали единым фронтом с гибеллинамипротив Флоренции, и поэтому обвинение их в измене родине перестало быть демагогическойфразой. Черные правители из числа "жирного народа" стали хранителями "Постановленийсправедливости" и не позволили ни одному из магнатов захватить власть в городеи стать тираном. Корсо Донати бесславно погиб в 1308 г. от кинжалов каталонскихнаемников Черной сеньории, которая в значительной степени была ему обязана своимсуществованием.Между 1304 и 1306 гг. гражданская война не прекращалась на подступах к Флоренции,то замирая, то вспыхивая с новой силой. 19 июня 1304 г. Белые вместе со своимисоюзниками из Ареццо, Пистойи и апеннинских замков едва не захватили Флоренцию.Им удалось проникнуть в сам город, но из-за отсутствия единого руководства инеорганизованности союзникам пришлось отступить со значительными потерями. Двадцатогоиюня, когда решались судьбы Белых, в Ареццо, в семье одного из флорентийскихизгнанников родился сын Франческо Петрарка, ставший вместе с Данте и Боккаччоодним из трех светочей итальянской литературы.После смерти Бартоломео делла Скала (7 марта 1304 г.) Данте оставался в Веронееще некоторое время, вероятно до конца 1304-го или до начала 1305 г. Он не оченьполадил с братом Великого Ломбардца Альбуином, о котором он довольно пренебрежительноотозвался в "Пире" (IV, XVI, 6). Данте был во враждебных отношениях и с побочнымсыном Альберта делла Скала - Джузеппе, аббатом монастыря Сан Дзено - "с душойеще уродливей, чем тело" ("Чистилище", XVIII, 125). Затем мы находим следы Дантев разных городах и областях Италии.Из упоминаний в "Божественной Комедии", а также в "Пире" и в "Народном красноречии"можно установить, что Данте был некоторое время гостем Гвидо да Кастелло, "простодушноголомбардца", отличавшегося щедростью; он посетил также в городе Брешии Куррадода Палаццо ("Чистилище", XVI, 124-125), бывшего подеста Флоренции и Пьяченцыи капитана гвельфской партии. По-видимому, дальше он пробыл в Тревизо (околоВенеции) у правителя этой области Герардо да Каммино (см. "Пир", IV, XIV, 12);можно также предположить, что он некоторое время жил в Болонье и в Падуе, гдеДжотто создал свой знаменитый цикл фресок в капелле "Арена".Знакомство Данте со всеми диалектами Италии наводит на мысль, что он путешествовали по Южной Италии, но об этом мы можем лишь догадываться.Верховный капитан гвельфской лиги Тосканы маркиз Мороелло Маласпина послекапитуляции Пистойи, 1 июня 1306 г., поступил великодушно с побежденными Белыми,что было редкостью в те времена. Маркиз Мороелло стал покровителем Данте, которыйуже не различал гвельфов и гибеллинов, ища меценатов среди сеньоров Италии,которые не слишком нарушали законы справедливости и прислушивались к голосусовести. Кроме Кан Гранде делла Скала, ставшего после Альбуина владыкою Вероны,ни одной семьи итальянских сеньоров Данте не хвалил так, как род маркизов Маласпинаиз Луниджаны ("Чистилище", XIII).6 октября 1306 г. Данте заключил в городе Сардзано от имени маркизов Маласпинадоговор о мире с Антонио, графом-епископом Луни. Этот договор был подтвержденв Кастельнуово ди Магре в присутствии прокуратора маркизов, Данте и доверенныхлиц епископа. В замках семьи Маласпина Данте встретил своего старого друга Чинода Пистойя, поэта "сладостного нового стиля" и выдающегося юриста. Один сонетДанте этого периода написан от имени маркиза Мороелло Маласпина. В так называемой"Горной канцоне" ("La Montanina") и в письме маркизу Данте говорит о новой страстик прекрасной незнакомке. Эту канцону и письмо следует связать с циклом стихов"О Каменной Даме" ("Donna Pietrosa"). Ее звали, вероятно, Пьетра. Из игры словв канцоне "К той ныне точке я пришел вращенья" ("Io son venuto al punto dellarot"), а именно "I' amorosa spina" ("злой терн любви" - "malaspina") можно заключить,что она была из рода луниджанских маркизов. Жестокую чувственную страсть Данте,выраженную в секстинах и канцонах, обращенных к мадонне Пьетре, досужие филологинаивно принимали за аллегорию, за упражнения в версификации итальянского поэта,стремившегося превзойти в ухищрениях провансальца Арнальдо Даниело и другихтрубадуров. Чувственный Амор на время восторжествовал над моралистом. Дантебыло в чем каяться в III песни "Чистилища". Приурочивать стихи о Каменной Дамек флорентийскому периоду жизни Данте не следует - и по содержанию и по стилюони могли возникнуть лишь значительно позже.В связи с военной авантюрой кардинала Наполеоне Орсини, выступившего противФлоренции, Данте отправился к истокам Арно, где расположены были замки графовГвиди и других враждебных Черным гвельфам феодалов. Некоторые литературоведыищут мадонну Пьетру среди прекрасных обитательниц этих твердынь. Предприятиекардинала Орсини не увенчалось успехом - Черные продолжали господствовать воФлоренции.Вероятно, еще в Вероне Данте начал комментировать канцоны "Пира", написанныево Флоренции в 90-х гг. XIII в. Ему необходимо было прославить свое имя, чтобыоно громко прозвучало на всю Италию. Он уже не хотел быть поэтом любви, предоставляялюбовную лирику своему другу Чино. Он должен был стать писателем, избравшимболее возвышенные предметы - мораль, гражданскую доблесть, философию, науку.Он стремился также исправить нравы и показать, что не аристократическое происхождениеи богатство, а духовное совершенство и мудрость являются благородством. Дантепредполагал написать пятнадцать трактатов и в них комментировать четырнадцатьканцон философского содержания. Он написал только четыре трактата, в которыхтолкуются три доктринальные канцоны. Духовное пиршество Данте было предназначенодля всех стремящихся к знанию и совершенству. Он обращался не к ученым латинистам,докторам и магистрам, а к более широким кругам читателей, жаждущих просвещения.Поэтому трактаты "Пира" были написаны не по-латыни, а на итальянском, volgare.Итальянский народный язык должен был стать, утверждал Данте, солнцем, котороеосветит новые времена. Параллельно с "Пиром" Данте писал по-латыни трактат "Онародном красноречии" ("De volgari eloquentia"). Он разработал в нем поэтикуи риторику романских языков (прежде всего итальянского и провансальского). Этопроизведение также осталось незавершенным.В "Пире" и в "Народном красноречии" Данте защищал право итальянского поэтаписать не только о любви, но также о войне и морали и других великих предметахна родном языке. Тем самым он теоретически оправдал будущую свою поэму о судьбахчеловечества и строении космоса, написанную на итальянском языке. "Пир" и трактат"О народном красноречии" подготовили "Божественную Комедию" и предвозвестили"Монархию". Горизонты Данте все расширялись. В "Пире" он охватил современныеему проблемы этики, физики, астрономии. В нем, за триста лет до Галилея, мынаходим первые страницы итальянской научной прозы. Данте изучил Аристотеля иего арабских и западноевропейских комментаторов. Рационализм Аристотеля он сочеталсо свободомыслием Аверроэса. Объективный идеализм "Пира" восходит к арабскойфилософии. В этом произведении встречаем отблеск идей неоплатоников и многосмысленныетолкования текстов средневековой философии. Впрочем, систему объяснения по четыремсмыслам (буквальному, или реальному, моральному, аллегорическому и анагогическому,или символическому) он применял не к богословским текстам, а к светской поэзии.В этике Данте был в это время последователем стоиков. Стоическая философия утешалафлорентийского изгнанника, давала ему силы переносить тяготы изгнания: бедность,унижения, вечные странствия. Центральным в его творчестве этого периода становилсяобраз Катона Утического, защитника добродетели и свободы.Так же как Чино да Пистойя, Данте полагал, что следует преодолеть феодальнуюраздробленность, ниспровергнуть захватчиков власти, называющих себя князьями,герцогами и королями, во имя единого государства, в котором навсегда будет побежденостремление к наживе, частной собственности на землю, восторжествует законностьи наступит вечный мир на земле. Рядом с государем мировой империи станет философ,необходимый для доброго и совершенного правления. Он обращается в "Пире" к феодальнымправителям: "О вы, несчастные, ныне правящие! И о вы, несчастнейшие, которымиуправляют! Ибо нет философского авторитета, который сочетался бы с вашим правлением".(IV, VI, 19).Боккаччо утверждает, что Данте до похода Генриха VII в Италию направился вПариж (по-видимому, в 1307 или 1308 г.) для усовершенствования своих знанийи выступал на диспутах, удивляя аудиторию начитанностью и находчивостью. В "БожественнойКомедии" мы находим данные, подтверждающие истинность этого свидетельства Боккаччо.Там встречаются весьма подробные упоминания городов на побережье Средиземногоморя, на морском пути от Генуи к Марселю. Данте были известны некоторые подробностииз жизни Латинского квартала в Париже; он был основательно знаком с философскойи теологической мыслью, центром которой был в это время Париж. Можно предположить,что в Сен-Дени Данте изучал космогонию Псевдо-Дионисия Ареопагита, повлиявшуюна последнюю часть "Божественной Комедии", и его комментатора Скотта Эриугену.Следует отметить также, что Данте прекрасно знал латинскую поэму о совершенномчеловеке французского автора Аллена де Лилля. В Париже Филиппа Красивого флорентийскийпоэт мог лучше чем где-либо узнать подробности о процессе тамплиеров, начатомв 1307 г. Известно, что Данте в поэме ("Чистилище", ХХ, 91-96) осудил корыстолюбивогоФилиппа IV, захватившего сокровища тамплиерского ордена при поддержке папы-гасконцаКлимента V. В Париже Данте имел возможность познакомиться с учением Сигерияиз Брабанта, последователя Аверроэса, осужденного теологами Сорбонны. (Дантеотвел Сигерию место в раю - Х, 136.) По-видимому, в Париже познания Данте вобласти науки, богословия и философии стали энциклопедическими.27 ноября 1308 г. был избран "королем римлян" Генрих, граф Люксембургский.Папа Климент V вначале всячески поддерживал Генриха VII. Новый император былгерманским князем по происхождению, французом по воспитанию и образованию. Онсвято верил в свою миссию примирителя всех враждующих и восстановителя римскоймонархии.24 октября 1310 г. Генрих VII перешел Западные Альпы и вошел в город Сузу(близ Турина), направляясь через земли савойского графа в Ломбардию и Милан.Тысячи итальянских изгнанников, потерявших семью и родину, чьи дома были разрушены,имущество конфисковано, устремились навстречу императору, который объявил, чтоне отличает гвельфов от гибеллинов и всем равно обещает свое покровительство.Данте обратился с торжественным латинским письмом ко всем правителям Италии,призывая их подчиниться императору - "солнцу мира и справедливости". В это времямы снова находим поэта у истоков Арно, в замках графов Гвиди да Ромена и Батифолле(графиня Батифолле была внучкой героя дантовского "Ада" Уголино). В ЛомбардииГенрих короновался железной короной Италии. Многие города - Милан, Генуя, Пиза- открыли ему свои ворота, но гвельфская лига в центральной Италии не пожелалапризнать императора. Папа втайне поддерживал Роберта Анжуйского против Генриха.Данте видел императора в Милане. Он склонился перед ним как перед символомвсемирного государства, в котором воцарится мир и будет побеждено стяжательство.В Милане в это время были и покровители поэта - маркизы Маласпина.На севере Италии некоторые города оказали вооруженное сопротивление ГенрихуVII, особенно Брешиа, которую пришлось брать приступом. Вооруженные силы императорабыли незначительны: он опирался на помощь преданных ему сеньоров из гибеллинскихгородов. Флорентийские банкиры и купцы встали во главе антиимператорской лиги,в которую вошли, кроме Флоренции, Лукка, Сьена, Перуджа, Болонья. Флорентийцызаявили послам императора, что они "ни пред одним государем еще не склонялирогов". Полный негодования, Данте отправил письмо "злодеям флорентийцам", датированное1 марта 1311 г. Он обозвал Флоренцию змеей, блудницей, проклял злобу и жадностьсвоих сограждан, грозил им страшными казнями, исключая их из всеобщей амнистии,объявленной императором. Усмирив Брешию, Генрих отправился в Геную и Пизу, чтобыоттуда достичь Рима и вступить в борьбу за Италию с Неаполем. В Пизе, в домесвоего отца, Франческо Петрарка, которому в это время было 7 лет, увидел Данте.Данте был в Пизе между 6 марта и 7 апреля 1312 г.Напрасно Данте в другом своем послании призывал императора оставить СевернуюИталию и покорить Флоренцию, чтобы разбить своих врагов в самом центре антиимператорскогосговора. Только 29 июня 1312 г. кардинал Никколо да Прато короновал в Риме ГенрихаVII императорской короной, но в Латеране, а не в Ватикане, занятом сторонникамимощных римских феодалов Орсини и неаполитанцами. Примирение между гибеллинамии гвельфами не состоялось. Император чувствовал себя в Риме как в осажденнойкрепости. Осенью Генрих VII приступил к осаде Флоренции, которую он принужденбыл снять 31 октября. Вскоре он вернулся в Пизу, где стал готовиться к борьбес неаполитанским королем Робертом. Несчастия преследовали императора: в Италииумерла его жена и был убит его брат. По дороге в Рим, в Буонконвенто (12 кмот Сьены), 24 августа 1313 г. Генрих VII внезапно скончался. В Райской РозеДанте видит престол, уготованный императору:Воссядет дух державного средь васАрриго, что, Италию спасая,Придет на помощь в слишком ранний час.("Рай", ХХХ, 136-138)Смерть императора вызвала радость во Флоренции и глубокую скорбь Данте и другихизгнанников. Для Данте Генрих был носителем высшей идеи справедливости; он долженбыл основать мировую монархию, не подчиненную власти церкви. Хотя Данте не участвовалв походе императора на Флоренцию, его резкие обличения столь возмутили Черных,что в так называемых реформах Бальдо д'Агильоне (2 сентября 1311 г.) Данте былисключен из амнистии, ему и его сыновьям подтверждались все прежние наказания.Спустя восемь месяцев после смерти Генриха VII скончался папа Климент V (20апреля 1314 г.), переселившийся в Авиньон, где он был в зависимости от французскогокороля. Данте обратился к итальянским кардиналам, которые были тогда в меньшинстве,призывая их выбрать папой итальянца. Он считал необходимым возвратить папскийпрестол из Авиньона в Рим.Затем следы Данте снова теряются. Известно все же, что он был в Ассизи; изУмбрии он направился в монастырь Санта Кроче ди Фонте Авеллано. На склонах МонтеКатриа, около Губбио, где некогда был приором Пьетро Дамьяни, обличавший дурныенравы и стяжательство монахов, в гордом одиночестве, среди скал и лесов, Данте,по преданию, писал "Божественную Комедию". Предполагают, что письмо к кардиналамбыло также написано в монастыре Санта Кроче. Между 14 июля 1314 г. и 10 апреля1316 г. великий изгнанник жил - как долго, мы не знаем - в Лукке, где правилУгуччоне делла Фаджоула, бывший владыка Ареццо. В известной сцене с поэтом Бонаджунтойда Лукка в XXIV песни "Чистилища" Данте глухо упомянул некую даму из Лукки,по имени Джентукка, которая должна оказать ему помощь.Поэт мог бы вернуться во Флоренцию после декрета об амнистии, если бы согласилсяподвергнуться унизительному обряду покаяния, но он не согласился предстать переднасмешливыми согражданами у врат церкви Святого Иоанна, где он был крещен, впокаянной рубахе, со свечой в руках. Гордый ответ Данте неизвестному флорентийскомудругу свидетельствует о том, что никакие испытания не сломили поэта. 15 октября1315 г. он вместе со своими сыновьями снова был осужден на смерть флорентийскойсеньорией.Латинский трактат Данте "Монархия" был написан между 1312 и 1313 гг., в разгарполитических событий, вызванных походом в Италию Генриха VII. Данте настаиваетв трактате на разделении церкви и государства. Он отрицает так называемый дарКонстантина, т. е. власть римского папы над значительной частью ЦентральнойИталии, будто бы дарованную ему первым христианским императором. Константин,по словам Данте, не имел права раздроблять свои владения, а римский первосвященникне должен был принимать земные богатства, если они не предназначались для помощинищим и убогим. Данте настаивал на том, что светская власть не должна зависетьот духовной. Единая империя необходима для того, чтобы на земле наступил вечныймир и прекратились раздоры князей и королей. Император, являясь единственнымзаконным собственником всей земли, не будет стремиться приобрести чужое. Величайшимибедствиями человечества являются стяжание и алчность (волчица "Ада"). Объединениевсего человечества не влечет за собой обезличивающей унификации - должны бытьсохранены местные свободы и самоуправление. Тогда в мировом государстве настанетполнота времен (plenitudo temporis) - всеобщее благополучие и благоденствие,ибо только законность, справедливость и материальная обеспеченность (а не алчностьи стяжательство) могут способствовать высшей цели каждого человека: спасениюдуши. Италии и Риму принадлежит историческое право возглавить все страны мира,но Данте никогда не утверждал, что высшая власть должна принадлежать итальянцам.Итальянские романтики совершенно превратно истолковывали учение Данте о всемирномгосударстве как программу объединения Италии в ее этнических границах. Националистическоетолкование Данте проходит красной нитью в итальянской историографии XIX в. какв эпоху Рисорджименто, так и в период буржуазного позитивизма. В ХХ в. историкилитературы довольно непоследовательно стали обвинять Данте то в "отживших средневековыхидеях", то - на Западе - в "коммунистическом утопизме". Почему бы не решитьсясказать, что гениальный поэт предвидел новые пути человечества, преодолевшегофеодальную раздробленность и систему вечно враждующих между собой национальныхгосударств. В XIV в. сторонники светской власти церкви обнаружили в произведенииДанте опасную ересь. По свидетельству Боккаччо, кардинал Бельтрандо дель Поджеттоприказал сжечь попавшие ему под руку рукописи "Монархии" и хотел в 1329 г. подвергнутьсожжению кости поэта.Между 1327 и 1331 гг. доминиканским монахом из Римини Гвидо Вернани было написаносочинение против "Монархии" Данте. Гвидо считал, что только авторитет духовенствасвящен и что светский государь не может обеспечить миру мир. Среди государейбольше тиранов и грешников, чем праведников. Римская империя, утверждает доминиканецвслед за Августином, была не чем иным, как царством дьявола. Данте, верящийв рациональное надиндивидуальное единство человечества, высказывает еретическуюмысль, почерпнутую из нечестивого Аверроэса. Спор этот был продолжением великогодиспута о справедливом устройстве человеческого общества, который вели мирянеи клирики в XIII-XIV вв. Его подхватили, развивая новые аргументы, доказывающиенезависимость светской власти от духовной, Чино да Пистойя, его прославленныеученики Бартоло да Сассоферрато и Марсилий Падуанский.После смерти императора Генриха VII распри между гвельфами и гибеллинами вступилив новую фазу. Вождем североитальянских гибеллинов стал правитель Вероны, младшийбрат Великого Ломбардца Кан Гранде делла Скала. Он проявил себя как блестящийвоеначальник, победив падуанцев в сентябре 1314 г. и подчинив своему господствуВиченцу. В битве при Монтекатини он наголову разбил гвельфов (15 августа 1315г.), придя на помощь к Угуччоне делла Фаджуола. После этого сражения гвельфскиегорода - Флоренция, Болонья, Сьена, Перуджа, - а также Неаполитанское королевствооблачились в траур.Боккаччо сообщает, что после смерти Генриха VII Данте перешел через Альпыи направился в Романью, где и окончил свои дни. По-видимому, некоторое времяон жил в Вероне, однако трудно сказать, как долго. Несомненно одно - что КанГранде, чьи достоинства Данте прославил в "Божественной Комедии" ("Рай", XVII,76-92), до самой смерти оставался его покровителем и другом. Боккаччо писало том, что, как только Данте заканчивал несколько песен, он отсылал их Кан Грандеделла Скала и не давал их никому списывать, прежде чем не выслушивал его мнение.Эти сведения косвенно подтверждает ученик Данте Джованни Квирини, пославшийпосле смерти своего учителя сеньору Вероны, при дворе которого он жил, сонет,прося у Кан Гранде разрешения ознакомиться с еще неизвестными песнями "Рая".Отсюда можно заключить, что дружба Данте с вождем североитальянских гибеллиновне прерывалась до самой смерти поэта.О втором пребывании Данте в Вероне мы знаем очень мало. Сочинители романизированныхбиографий Данте еще с середины прошлого века стремились из не всегда достоверныханекдотов восстановить жизнь Данте в столице итальянских гибеллинов. Одним изглавных источников этих анекдотов является забавная итальянская песенка, сочиненнаяв конце 10-х гг. XIV в. Эммануилом Сифрони из Рима (или Губбио), находившимсянекоторое время в окружении Кан Гранде. В песенке рассказывается о дворе веронскоговладыки, куда стекаются рыцари, трубадуры, астрономы, богословы и музыкантыразных наций; там можно встретить пленных сарацин, там показывают редкостныхзверей, вечно длятся празднества и пиры сменяются охотами. Можно предположить,что Эммануил Сифрони познакомился с Данте в Вероне, но трудно установить, когдаименно. О нравах Вероны этого времени, о сеньоре города упомянул историк Ферретоиз Виченцы. Однако полное отсутствие документов о Данте, а также прямых указанийна его знакомства и связи между 1315 и 1320 гг. заставляет нас с чрезвычайнойосторожностью относиться к сопоставлениям и догадкам биографов и романистовпрошлого века. Важно отметить, что еще при жизни Данте зарождались легенды онем, свидетельствующие о его все возрастающей известности. Списки "Ада" и "Чистилища"ходили в это время уже по всей Италии. Напомним знаменитый анекдот о простодушныхверонских женщинах: они, показывая на проходящего по улицам Данте, говорили,что лицо его потемнело от жара преисподней, борода опалена адским пламенем.В 1320 г. в канцелярии папы Иоанна XXII начался процесс против Маттео Висконти,который будто бы хотел извести черной магией папу и, не достигнув желаемых результатов,позвал к себе в Пьяченцу на помощь "величайшего мага Италии" - магистра ДантеАлигьери из Флоренции. Однако нет никаких достоверных данных, подтверждающих,что Данте действительно был в Пьяченце.Среди эпистолярного наследия Данте наиболее пространным является письмо кКан Гранде делла Скала. Подлинность его долгое время оспаривалась, и в настоящеевремя авторство Данте признается не всеми. В письме к Кан Гранде Данте подробноразвивает свои излюбленные идеи о многосмысленном толковании поэзии, высказанныеим еще в "Пире". В письме к Кан Гранде Данте настаивает на важности первого,буквального, или исторического значения, которое необходимо для обоснованияморального, аллегорического и анагогического смысла. Таким образом, многосмысленноетолкование ведет от реальности на первом плане к реальностям "высшего порядка".Данте приписывается латинский трактат "Вопрос о земле и воде" ("Questio deaqua et terra"), который прочитан в воскресенье 2 января 1320 г. в церкви СвятойЕлены в Вероне. Из этого трактата следовало бы заключить, что Данте побывалв Мантуе. Рассуждения автора трактата противоречат космографии Данте в "БожественнойКомедии", как справедливо заметил известный итальянский историк философии БруноНарди. Трактат дошел до нас только в одной рукописи, и атрибуция его Данте неможет не вызвать серьезных возражений. Тем не менее трактат печатается во всехглавных изданиях сочинений Данте, в том числе и в издании "Societa dantescaitaliana".О причинах, побудивших Данте покинуть двор Кан Гранде и переселиться в Равенну,можно лишь догадываться. Менее всего вероятно, что Данте уехал из Вероны, поссорившисьсо своим меценатом. На склоне лет Данте искал тихой пристани, где вдалеке отзвона мечей и кубков он мог бы окончить свое великое творение. Заметим, чтосын Данте, Пьетро Алигьери, юрист и судья, неизменно пользовался и после отъездаДанте в Равенну покровительством Кан Гранде и его наследников. Пьетро обосновалсяв Вероне, где до сих пор живут его потомки по женской линии. Другой сын Данте,Якопо, в 20-х гг. XIV в. вернулся во Флоренцию. Оба сына оставили латинскиекомментарии к "Божественной Комедии".Пьетро Алигьери в 1319-1320 гг. пользовался церковными бенефициями в Равенне.По-видимому, некоторое время сыновья жили в доме, предоставленном их отцу правителемРавенны Гвидо да Полента, племянником Франчески да Римини, чей образ Данте обессмертилв V песни "Ада". Стараясь не вмешиваться в политические распри Италии, мудрыйравеннский сеньор был любителем поэзии и даже сам писал стихи. В Равенне, незадолгодо смерти, Данте закончил третью часть "Божественной Комедии". Существует предание,что последние песни "Рая" были утеряны, но тень Данте, явившись его сыну Якопоночью, указала тайник в стене, где была спрятана рукопись.Данте любил гулять со своими равеннскими учениками в леске из пиний междуРавенной и Адриатикой. Этот лесок, впоследствии воспетый Байроном, напоминали сад земного рая, и пастушескую Сицилию из эклог Вергилия.В это время Джованни дель Вирджилио, профессор риторики и латинский поэт изБолоньи, послал Данте в Равенну эклогу. Болонский магистр полагает, что невеждыне могут постигнуть глубин тартара (ада), а тем более звездные сферы, едва доступныеи самому Платону. Данте, принятый в обществе великих поэтов древности в Лимбе("Ад", IV, 102), не должен писать площадной речью:Не расточай, не мечи ты в пыль перед свиньями жемчуг,Да и кастальских сестер не стесняй непристойной одеждой.("Эклоги", I, 21-22)В намеках и перифразах он предлагал Данте воспеть на языке древних подвигиимператора Генриха VII или Роберта Анжуйского, короля Неаполя (проявив в подборекандидатов в эпические герои большую терпимость). Закончив торжественную латинскуюпоэму, Данте станет первым поэтом своего времени.В первом своем ответе, также в форме эклоги, Титир (Данте) удивляется, чтоМопсу (Джованни дель Вирджилио) "любо под Этною жить на скудных скалах циклопов"(т. е. в Болонье, где распространилось влияние анжуйских королей Неаполя и папскойкурии). Эклоги Данте и его корреспондента не только подражание буколическомужанру древних, - они содержат политические высказывания о современности. Реалистическаяживопись сочетается в них с виртуозной стилизацией, за первым смыслом частоскрывается многосмыслие (что не было свойственно античным поэтам). В этом -своеобразие латинской поэзии предгуманизма, достигшей, особенно в эклогах Данте,мастерства, которому могли бы позавидовать поэты эпохи Возрождения.Летом 1321 г. Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключениямира с республикой Святого Марка. Возвращаясь назад дорогой между берегами Адриии болотами По, Данте заболел, вероятно малярией, как в 1300 г. его первый другГвидо Кавальканти. Он умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 г. По обычаю городаГвидо да Полента произнес речь, восхваляя заслуги великого поэта и гуманиста.Он приказал положить тело поэта в греческий мраморный саркофаг романо-византийскойэпохи (каменная арка, о которой говорит Боккаччо). Чело поэта было увенчанолавровым венком, которого он не получил при жизни. Саркофаг был прислонен кстене церкви Сан Пьер Маджоре, названной впоследствии церковью Святого Франциска.В 90-х гг. XV в. венецианский правитель Равенны Бернардо Бембо пригласил знаменитогоархитектора Пьетро Ломбардо, который построил ренессансный мавзолей над саркофагомДанте. Он возвышается и поныне. Эпитафия на гробнице Данте, приписываемая БернардоКаначчи, а иногда без достаточного основания самому Данте, написана латыньюсредневековой, а не предвозрожденческой, на которой писали великий флорентийскийпоэт Джованни дель Вирджилио и Альбертино Муссато. Среди первых гуманистов Италиираспространена была эпитафия Данте, сочиненная Джованни дель Вирджилио, в которойпрославлялся великий поэт, искушенный во всех доктринах, познавший земную мудростьи благосклонность муз. Равенна даже после объединения Италии в XIX в. не согласиласьвернуть прах великого поэта его родному городу.Покинув не по своей воле Флоренцию, Данте из тосканского поэта и муниципальногополитика стал политическим деятелем Италии, отцом ее литературного языка, поэтомне только итальянским, но и европейским, одним из гениев, принадлежащих всемучеловечеству. Флорентийские Черные, изгнав Данте с позором из родного города,как бы предопределили его тяжкий путь восхождения к мировой славе. Кровавыемелочные распри Черных и Белых гвельфов заставили Данте отвернуться с гордымпрезрением и от друзей и от врагов, чтобы с высоты духовной независимости, приобретеннойценой изгнания, бедности, унижений, переступить зыбкие границы городских коммуни феодальных королевств, осудить власть тиранов и олигархий, проклясть в векзарождения капитализма стяжательство и земельную собственность, утвердить царствосправедливости среди беззакония, предвозвещая единое светское мировое государство,которое обеспечит вечный мир на земле.


Текст статьи взят из Библиотеки Мошкова.