Художественное мышление Эсхила: традиции и новаторство
В. Н. Ярхо
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ЭСХИЛА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
(Philologia classica. Вып. 1. Язык и литература античного мира. - Л., 1977.- С. 3-15)
Примечания
1. Более подробная разработка затрагиваемыхв статье вопросов содержится в моих исследованиях, опубликованных за последние10 с лишним лет. Я перечисляю их здесь в том порядке, в каком они могут понадобитьсядля проверки справедливости выставляемых в статье положений: Ярхо В.Н.1) Вина и ответственность в гомеровском эпосе. - Вестн. древней истории,1962, № 2, с. 18-22; 2) Религиозно-нравственная проблематика в поэмах Гесиода.- Вестн. древней истории, 1965, № 3, с. 3-21; 3} Zeus nelle 'Supplici' diEschilo. - In: Studi in onore dl Edoardo Volterra, t. III. Milano, 1970, p.785-800; 4) Идеология архаики и ее преодоление. - In: Antiquitas Graeco-Romanaас tempora nostra. Pragae, 1968, p. 251-262; 5) Кровная месть и божественноевозмездие в "Орестее". - Вестн. древней истории, 1968, № 4, с. 56-69; 6) Проблемаответственности и внутренний мир гомеровского человека. - Вестн. древней истории,1963, № 2, с. 46-64; 7) Zum Menschenbild der nachhomerischen Dichtung. - "Philologus",!968, Bd. 112, S. 147-172; 8) Zum Menschcnbild der Aischyleischen Tragodie.- "Philologus", 1972, Bd. 116, S. 167-200; 9) Размышление и решение Пеласгав трагедии Эсхила "Молящие". - В кн.: Вопросы античной литературы и классическойфилологии. М., 1966, с. 99-106; 10) Еще раз об Этеокле. Трагедия Эсхила "Ceмepопротив Фив". - В кн.: Вопросы классической филологии, № 5. Львов, 1966, с.107-113; 11) Композиция "Персов" Эсхила - "Eirene", 1967, t. 6, p. 35-52;12) Композиция трагедии Эсхила "Молящие". - "Eirene", 1970, t. 8, р. 5-21.
2. Ср. из новейших работ: Lloyd-JonesH. The justice of Zeus. Los Angeles - London, 1971. - С моей точки зрения,по-прежнему прав Адкинс, указывающий на чисто "количественное" различие междубогами и людьми в их отношении к моральным категориям: Adkins A.W.H.Homeric gods and the values of Homeric society. - Journal of Hellenic Studies,1972, vol. 92, р. 85-159.
3. О распространенности этих представленийво всем восточном Средиземноморье см.: Сonsidine P. The theme of divinewrath in ancient Eastf Mediterranean literature. - In: Studi micenei ed egeoanatolici,t. 8. Roma, 1969, p. 85-159.
4. См.: Lattimore R. The first elegyof Solon. - American Journal of Philology, 1947, vol. 68, p. 161-179; MasaracchiaA. Solone. Firehze, 1958, p. 221-243; Buchner K. Solons Musengedicht.- "Hermes", 1959, Bd. 87, S. 163-190.
5. Ссылки па текст Эсхила даются по изд.:Aeschyli septem quae supersunt tragoedias edidit Denys Page. Oxonii, 1972;как правило, и я придерживаюсь чтения, даваемого Пэйджем.
6. Ср.: theoi egkhorioi (Мол,, 520; Сем.,14; Аг., 810, 1645) и daimones egkhorioi (Мол., 482; theoi khthonioi (Аг.,89) и daimones khthonioi (Персы, 628); monos theon... monou daimonon (фр.279, Mette).
7. Несколько примеров: "видеть", "взирать"- Мол., 78, 359, 1030; Сем., 106 bis, 110, 485; Аг., 462, 952, 1579; Хо.,1063; "слушать", "внимать" - Мол., 77; Сем., 171 bis; Аг., 396, Хо., 5, 399,476, 802; "желать" - Мол., 211; Сем., 427 cл., 562, 614; Аг., 678; Хо., 19;"сострадать", "сжалиться" - Мол., 209, 215 cл., 1031; "приходить на помощь","являться спасителем" - Мол., 27; Сем., 76, 88, 129, 165, 302 cл.; Аг., 512;Хо., 2, 18 cл., 477.
8. Ил., II, 278; X, 363; Од., VIII, 3; IX,530; XIV, 447; XVI, 442; XVIII, 356; XXII, 283; XXIV, 119.
9. Возможно, что родовое проклятие игралобольшую роль в киклических поэмах, но единственным свидетелем этого являетсяотрывок из "Фиваиды" (Alhen., 465f-466а), где упоминаются "страшные проклятия"Эдипа и Эриния как их исполнительница.
10. Аг., 812 cл., 822 cл., 1223, 1263, 1279-1281,1420, 1429 cл., 1443, 1526-1529, 1562; Хо., 18, 121, 144-274, 276, 435, 650;Евм., 203, 256, 268, 319, 624.
11. Аг., 1019-1021, 1338-1340; Хо., 48,66 cл., 400-402, 520 cл.; Евм.,. 647 cл., ср. 261-265.
12. Гомеровский человек не размышляет надсправедливостью этической; а "вспоминает" существующий образец для подражания.См.: Snеll В. Wie die Griechen lernten, was geistige Tatigkeit ist.- Journal of Hellenic Studies, 1973, vol. 93, p. 176.
13. Объем парода и эксода соотносится как3 : 1, объем второго и третьего эппсодиев - как 4 : 1.
14. Слово pater и производные от него встречаютсяв "Хоэфорах" применительно к Агамемнону 62 раза (в том числе 28 раз - в концестиха и 12 раз - в начале). В первой половине трагедии (ст. 1-513), где очевидноего значение именно как лейтмотива, оно встречается 45 раз - в среднем по9 раз на каждую сотню стихов. В таких же пассажах, как 479-513 или 973-990,частота употребления лейтмотива pater составляет один случай на каждые четырес половиной стиха. Наибольшая насыщенность лейтмотивами в "Персах" - одинслучай на 5,3-5,6 стихов (в ст. 353-432 pan дает 15:80, в ст. 249-98 и 429-79мотив kakon, sumphora, pema, algos дает 18:101).
15. Agreuma - Аг., 1048; Хо., 998; Евм.,460; amphiblestron - Аг., 1382; Хо., 492; arkus - Аг., 1116; Хо., 1000; Евм.,147; arkustata - Аг., 1375; Евм., 112; gaggamon - Аг., 361; desmos - Хо.,981; diktuon - Аг., 358, 868; 1115; Хо., 999; eima - Аг., 1383; erkos - Аг.,1611; kataskenoma - Хо., 999; mekhanema - Аг., 1127; Хо., 981; ksunoris -Хо., 982; pedai - Хо., 493, 982; plektai kai speiramata - Хо., 248; podisterpeplos - Хо., 1000; stegastron - Хо., 984; uphasma - Аг., 1492-1516; Хо.,1015.