Когда завершается эпоха Возрождения во французской литературе?
Ю. Б. Виппер
КОГДА ЗАВЕРШАЕТСЯ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ?
(Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературахXVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 59-78)
Примечания
1. См. в этой связи: Lebègue R.Malherbe correcteur de Tragédie (RHLF, 1934, № 4); он же: Lapoésie française de 1560 à 1630, t. 1-2. Paris, 1951;Fromilhague R. Malherbe. Technique et création poétique.Paris, 1954; он же. Malherbe. Apprentissage et luttes (1555-1610).Paris, 1954; Saulnier V.-L. Malherbe et le XVIe siécle ("XVIIesiécle", avril, 1956, №31). См. также мою книгу "Формирование классицизмаво французской поэзии XVII века" (М., 1967) и новое издание "Поэтических произведении"Малерба, осуществленное Р. Фромийягом и Р. Лебэгом: Malherbe. Oeuvres poétiques.Editées par Fromilhague R. et Lebégue R. Paris, 1968, 2 Vol.
2. Особенно отчетливо и резко эта точка зрениябыла выражена в свое время Ж. Вианэ в работе "Les Odes de Ronsard" (Paris,1932). Для Ж. Вианэ истинным основателем классицизма во французской поэзииявляется не Малерб, а Ронсар. Кропотливая правка, которой Ронсар подвергалв 50-80-х годах XVI столетия различные издания своих од, уже содержала в себе,по мнению Вианэ, все основные элементы будущей доктрины Малерба. Новейшиеисследователи этой проблемы, как правило, более осторожны в своих выводах.Так, например, Л. Терро в монументальном труде, посвященном работе Ронсаранад текстом "Од" и двух первых книг "Amours" (Terraux L. Ronsard correcteurde ses oeuvres. Genève, 1968), приходи к следующим выводам. Согласноего убеждению, стилистическая правка Ронсара предвосхищает в общих чертахдвижение французской литературы в направлении классицизма. Но в то же времяпоэтическая техника создателя "Сонетов к Елене" остается самобытной и ее нельзярассматривать в качестве некоего непосредственного предвосхищения доктриныМалерба.
3. Brunetière F. Manuel deL'Histoire de la littérature française. Paris, 1898, p. 85.
4. Lanson G. Histoire de la littératurefrançaise. 13e ed. Paris, 1916, p. 310.
5. Weber H. La Création poétiqueau XVI siècle en France, t. 1. Paris, 1956, p. 537-557.
6. Последняя точка зрения особенно детальноеобоснование получила в работах К. Рейхенбергера. См., например: ReiсhenbergerК. Du Bartas und sein Schöpfungsepos. München, 1962.
7. Adam Antoine. Histoire de la littératurefrançaise au XV siecle, t. I-V. Paris, 1949-1956.
8. Littérature française. ParAdam A., Lermmier G., Morot-Sir E. Paris, 1967-1968, t. I-II.
9. Encyclopédie de la Pleiade. Histoiredes Littératures françaises, connexes et marginales. P., 1958,p. 232-252.
10. Впервые эта статья была опубликованав 1946 г. в "Вестнике Ленинградского университета", № 1, а затем воспроизведенав кн.: Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М.-Л., 1965.
11. Pascal Blaise. Pensées et Opuscules.Publ. par L. Brunschvicg. Paris, s.a., p. 488.
12. Анализ этого аспекта поэзии Ронсараразвернут автором в кн.: Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды. Становление литературнойшколы. 1976, гл. VI.
13. О датировке этой элегии см.: СhamardH. Histoire de la Pléiade, t. III. Paris, 1939, p. 394. Приведенноемной образное определение элегии принадлежит В. А. Римскому-Корсакову (Историяфранцузской литературы, т. I. М- Л., 1946, с. 288).
14. Подробнее о моем понимании роли маньеризмаво французской литературе XVI в. см. в кн.: Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды.
15. Монтень М. Опыты. Изд. II. М.,1979, кн. III. гл. 13, с. 272.
16. Подробнее о противоречиях Монтеня вовзглядах на науку см. в работе: Богуславский В. М. Монтень и философиякультуры. - В кн.: История философии и вопросы культуры. М., 1975.
17. Монтень М. Опыты, кн. III, гл.8, с. 136.
18. Там же, гл. 13, с. 263.
19. Монтень М. Опыты, кн. II, гл.10, с. 359.
20. Монтень М. Опыты, кн. I, гл.26, с. 160-161.
21. В связи с проблемой исторического места,занимаемого Монтенем, привлекают внимание мысли, высказанные по этому поводуЭ. Ауэрбахом. Он подчеркивает, что Монтень, сыграв немаловажную роль в становлениитипа "honnéte homme", характерного для последующей эпохи господстваабсолютизма (то есть для XVII столетия), сам вместе с тем ему не принадлежит.Это же относится, по мнению Ауэрбаха, и к области трагического. Подготовивсвоим анализом человеческого существования бурное развитие "того трагизма,который недвусмысленно выступает наружу уже в творчестве Микеланджело, трагизма,который в поколенье, следующее за Монтенем, прорывается в литературу в разныхстранах Европы", сам создатель "Опытов" отвергает трагическое в силу"присущего его естеству своеобразного равновесия..." (Ауэрбах Э. Мимесис.Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976, с.313-314).
22. The Works of Du Bartas, v. II. ChapelHill. 1938, p. 303. (Перевод автора).