В.Я. ПОРХОМОВСКИЙ Афразийские языки


В. Я. Порхомовский

АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

(Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 55-57)


Афразийские языки (афроазиатские языки; устар. - семито-хамитские, или хамито-семитские,языки) - макросемья языков, распространенных в северной части Африки от Атлантическогопобережья и Канарских о-вов до побережья Красного моря, а также в Западной Азиии на о. Мальта. Группы говорящих на А. я. (гл. обр. на различных диалектах арабскогоязыка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. Общее числоговорящих ок. 253 млн. чел. К А. я. относится и ряд мертвых языков, засвидетельствованныхмногочисленными письменными памятниками. По-видимому, Передняя Азия и Северо-ВосточнаяАфрика - исконный ареал А. я. Вопрос об афразийской прародине как о месте первоначальногораспространения гипотетически реконструируемого афразийского праязыка, распавшегосяна самостоятельные диалектные группы, вероятно, не позже 8-9-го тыс. до н. э.(возможно и раньше), остается открытым. В научной литературе обосновываютсягипотезы как о переднеазиатской, так и африканской (Юго-Восточная Сахара и/илипримыкающие к Сахаре области Восточной Африки) локализации . афразийской прародины.Африканская гипотеза наталкивается на трудности при объяснении древнейших контактови связей А. я. со многими языками Евразии.
А. я. делятся на 5 (или 6) основных ветвей: семитские языки, древнеегипетскийязык, берберо-ливийские языки, чадские языки, кушитские языки и омотские языки.Пока нет ясности, составляют ли омотские языки отдельную, шестую ветвь афразийскойсемьи или являются наиболее рано отделившейся группой кушитской ветви.
К живым языкам семитской ветви принадлежит арабский язык (помимо классическоголитературного арабского языка существуют различные диалекты Аравийского п-ова,такие современные самостоятельные диалекты, как египетский, сирийский, суданский,иракский, магрибский, хасанийя, шоа и мн. др., а также мальтийский язык).
Значительную группу составляют семитские языки Эфиопии, в т. ч. амхарскийязык, распространенные на Севере Эфиопии языки тиграй и тигре, а также ряд болеемелких языков. К живым семитским языкам относятся также иврит, малочисленныебесписьменные языки юга Аравийского п-ова и о. Сокотра (махри, шхаури, или джиббали,сокотрийский язык и др.), новоарамейские диалекты - малочисленные западноарамейскиедиалекты некоторых поселений в различных районах Сирии - и современный ассирийскийязык. Все остальные семитские языки - мертвые. По генетическому признаку семитскаяветвь делится на 5 групп: 1) северно-периферийную, или восточную, - аккадский(ассиро-вавилонский язык); 2) северо-центральную (или северо-западную): а) ханаанейскаяподгруппа - древнеханаанейский, аморейский, угаритский язык, древнееврейскийязык, финикийско-пунический, моавитский, я'уди (к этой же группе, вероятно,относится эблаитский язык, памятники которого были открыты в Северной Сирии);б) арамейская подгруппа: староарамейский, "имперский" арамейский имногочисленные диалекты, составляющие две общности - западную (пальмирский,набатейский, палестинский и др.) и восточную (сирийский, или эдесский, мандейский,язык Вавилонского Талмуда и др.); 3) южно-центральную - арабский язык; 4) южно-периферийную- мехри, шахри (шхаури), харсуси, сокотрийский, батхари и др. языки; с нимитрадиционно объединяются языки древних эпиграфических памятников Южной Аравии(сабейский и др.), хотя, возможно, они составляют отдельную группу семитскойветви; 5) эфиосемитскую: северная подгруппа - геэз, или эфиопский язык, тиграй(тигринья), тигре; южная подгруппа - а) гафат, соддо, гогот, мухер, маскан,эжа, эннемор и др. языки; б) амхарский, аргобба, харари, звай и др. языки.
Египетская ветвь А. я. представлена мертвым древнеегипетским языком, а такжеразвившимся из него коптским языком, вышедшим из разговорного употребления в17 в. и использующимся как культовый язык.
Берберо-ливийская ветвь включает многочисленные языки и диалекты берберскихнародов Северной Африки и Сахары. Оснлвные группы этих языков и диалектов: ташельхит(или шильх, шлух, шлёх), зенетская (рифский, сенхайя, кабильский, шауйа, мзабскийи др.); нефуса, гадамес, сива и др.; туарегские (гат, тамашек, танеслемт и др.);зенага. К этой ветви относятся также мертвые древнеливийские языки (западно-нумидийскийи восточно-нумидийский). Сходство с берберо-ливийскими языками обнаруживаютвымершие гуанчские диалекты Канарских о-вов, которые, возможно, следует рассматриватькак особую группу; при подобном подходе берберо-ливийская и гуанчская группысоставят ливийско-гуанчскую ветвь А. я.
Чадскую ветвь составляют более 150 языков и диалектов, распространенных вЦентральном Судане, в районах, примыкающих к оз. Чад на территории СевернойНигерии, Северного Камеруна, Республики Чад. Крупнейший из них - хауса, широкоиспользуемый в качестве средства межэтнического общения. Чадские языки делятсяна 3 группы: 1) западную (Нигерия): хауса, ангас, сура, рон, боле (болева, боланчи),карекаре, тангале (тангле), дера (канакуру), варджи, па'а, зар (сайанчи), баде,нгизим и др.; 2) центральную (Нигерия и Камерун) - тера, га'анда, бура (пабир),марги, хиги, бата (бачама), ламанг (хидкала), мандара (вандала), гисига, гидер,котоко, мусгум, маса (банана) и др.; 3) восточную (Чад) - кера, кванг (модгел),сомрай, сокоро, дангла, муби, джегу и др.
Кушитская ветвь представлена языками северо-восточной части Африки, распространеннымив Судане, Эфиопии, Сомали, Джибути, Кении, Танзании. Крупнейшие из них: оромо(галла), сомали. Кушитская ветвь делится на 5 групп: 1) северную - бедауйе (илибеджа); 2) восточную - сахо, афар, сомали, рендилле, оромо (галла), консо идр.; 3) сидамскую - сидамо, хадия (гуделло, марако) камбатта, бурджи (бамбала,амар); 4) южную - иракв, бурунге (мбулунге) и др.; 5) агавскую - билин. хамир,хамтанга (хамта), аунги (авийя) и др. Группа, включающая языки омето (диалектыволамо, харуро, баскето и др.), ямма, каффа (кафичо). моча и др., традиционнорассматривалась как западная группа кушитской ветви. Некоторые лингвисты (Г.Флеминг, Л. Бендер), основываясь на данных сравнительного морфологического анализа,предложили рассматривать эту группу, названную ими омотской, как шестую ветвьафразийской семьи, однако возможно, что кушитская и омотская группы составляютособое генетическое единство среди А. я. и, таким образом, омотская группа представляетсобой наиболее раннее ответвление кушитских языков в их традиционном понимании.
В типологическом отношении живые А. я. сильно разошлись по причине значительнойхронологической глубины, отделяющей их от общеафразийского языкового состояния,а также из-за отсутствия взаимных контактов в условиях разнообразного гетерогенногоязыкового окружения. Внутри отдельных ветвей более близки между собой семитскиеязыки, особенно древние, и берберо-ливийские, хотя взаимная близость последнихв традиционной берберологии сильно преувеличена. Чадские и кушитские (включаяомотские) языки отличаются большим разнообразием с типологической точки зрения.Синхронную типологическую характеристику см. в статьях об отдельных ветвях А.я.
В плане сравнительно-исторических исследований А. я. дают обширный материалдля реконструкции афразийских архетипов. Ведущаяся в СССР работа над сравнительно-историческимсловарем А. я. показывает, что возможно реконструировать порядка 1000 общеафразийскихкорней.
Для фонологической системы А. я. характерно троичное противопоставление согласных:глухой - звонкий - "эмфатический^. Для праафразийского "эмфатический" реконструируетсякак глухой глоттализованный, его фонетическая реализация по языкам может сильноварьировать: глоттализованный, фарингализованный (часто с озвончением), веляризованный,имплозивный (а именно - преглоттализованный инъективный, как правило, звонкий),церебральный и др. Эта троичная оппозиция представлена в большинстве А. я.,причем "эмфатический" член триады может быть вторичного происхождения,как, например, во многих чадских языках, где, однако, широко представлены ирефлексы исконных "эмфатических". Для консонантизма А. я. характерны такжебогатая система сибилянтных аффрикат и сибилянтов, поствелярные согласные, вт. ч. фарингальные и ларингальные спиранты, гортанная смычка, использованиев функции согласных неслоговых i (у), u (w). Три общеафразийские гласные а,i, u, скорее всего, восходят к более ранней бинарной оппозиции а, э (> i, u);вероятно, на более позднем этапе развивается противопоставление гласных по долготе/краткости,Кушитские (и омотские) и чадские языки имеют фонологические тоны.
Афразийский корень в знаменательных словах имел структуру CVC или CVCVC. Согласноконцепции И. М. Дьяконова, в исконных трехсогласных корнях второй или третийсогласный был сонантом, т. e. мог выступать как в слогообразующей, так и в неслогообразующсйфункции. С утратой сонантами слогообразующей функции корни этого типа и обрадозалигруппу первичных трехсогласных корней. Другие пути образования трехсогласныхкорней - геминация второго корневого согласного или появление в качестве второгоили третьего корневого "слабых" согласных i, u, ?; такому появлению "слабых"согласных, видимо, предшествовало удлинение гласного, который затем стал трактоватьсякак сочетание краткого гласного со "слабым" согласным. Еще одним способомудлинения корня служило присоединение различных корнеобразующих элементов, идальнейшем лексикализовавшихся. Этот процесс привел к практически абсолютномупреобладанию трехсогласной модели корня в семитской и египетской ветвях. В берберо-ливийской,кушитской и чадской ветвях падение ларингалов и "слабых" согласных привелок образованию вторичных двухсогласных корней. Небольшое количество исконно двухсогласныхкорней сохранилось в семитских языках и в древнеегипетском языке. В какой степенисовременные двухсогласные корни остальных ветвей восходят к архаичным, т. е.в какой мере триконсонантизация затронула эти ветви и т. о. явилась общеафразийскимпроцессом, судить трудно. На более позднем этапе словосложение, лексикализацияаффиксов и заимствования привели к возникновению в берберо-ливийских, кушитскихи чадских языках большого числа вторичных корней с числом согласных более двух.
Для морфологии глагола характерно противопоставление перфектив (пунктив) -имерфектив (курсив, дуратив). Наиболее архаичный способ выражения этой оппозиции- противопоставление простой (неполногласной) перфектной основы производной(полногласной) основе имперфекта, образуемой путем инфиксации -а-. Эта модельсохранилась в аккадском, южноаравийских и эфиосемитских языках семитской ветви,а также в отдельных берберо-ливийских, кушитских и чадских языках.
Многие А, я. утратили это исконное противопоставление основ, оппозиция перфектив- имперфектив стала выражаться в них с помощью особых приглагольных субъектныхпоказателей, специальных частиц в рамках глагольного комплекса и т. д. На базеисходного противопоставления перфектив - имперфектив в А. я. развивается сложнаясистема спрягаемых видо-временных форм. Характерная черта этого процесса - вытеснениенемаркированного перфектива (непроизводная основа) маркированным. При этом формыстарого перфектива используются в различных модальных значениях или постепенновыходят из употребления (напр., сохраняясь только у вспомогательных глаголовили только в особых синтаксических конструкциях). Процесс замены перфективнойформы мог в истории отдельных языков повторяться неоднократно (напр., дваждыв некоторых эфиосемитских языках).
В египетском языке сложилась оригинальная система видо-временных форм на основеатрибутивных и предложных именных конструкций. В чадских языках спряжение видо-временныхформ осуществляется присоединением к неизменяемой глагольной основе аналитическихсубъектных показателей, видимо, восходящих к сочетанию субъектного местоименияс основой вспомогательного глагола. В большинстве кушитских глаголов аналогичныеаналитические конструкции послужили основой для вторичного суффиксального спряжения.Но в некоторых языках (бедауйе, данакильские и др.) сохранилось архаичное префиксальноеспряжение, соответствующее семитскому и берберскому и восходящее к праафразийскому.
А. я. отличаются богатой системой производных глагольных основ - пород. Кобщеафразийскому состоянию можно возвести породы, образуемые путем редупликации,а также присоединением аффиксов t-, n- или m-, s- (в праафразийском языке, видимо,sh-), -а.
Имя в А. я. обладает категориями числа, рода (утрачена многими чадскими икушитскими языками), падежа (сохраняется лишь в древних семитских и древнеегипетскомязыке, но отд. пережитки наличествуют в некоторых других языках); имеется системасостояний (статусов) имени, широко распространены атрибутивные конструкции.Местоименные системы А. я. сходны между собой, особенно суффигированные притяжательныеместоимения и во многом совпадающие с ними суффигированные объектные показатели.
А. я. на протяжении своей истории испытывали субстратное и контактное влияние,как взаимное, так и гетерогенное (напр., шумерский субстрат для аккадского языкаили западно-африканский для чадских языков). Эти интерференционные процессыпроисходили как в местах современного размещения А. я., так и на путях миграцийих носителей.
К А. я. относятся языки с наиболее древними и богатыми письменными традициями.Египетское письмо возникло на рубеже 4-3-го тыс. до н. э. и имело более 3 тыс.лет непрерывной традиции. В Месопотамии на базе шумерской клинописи с сер. 3-готыс. до н. э. развивается аккадская (ассиро-вавилонская) письменная традиция(словесно-слоговое письмо), продолжавшаяся вплоть до рубежа новой эры: 2-я пол.3-го тыс. до н. э. - время эблаитских письменных памятников (на основе шумеро-аккадскойсистемы).
Серединой 2-го тыс. до н. э. датируется угаритское письмо на основе клинописнойквазиалфавитной системы, не связанной с шумеро-аккадской клинописью и имеющейсходный порядок знаков с западно-семитскими силлабариями. Примерно к этой жеили несколько более ранней эпохе относятся памятники письменности на западно-семитскихязыках, выполненные квазиалфавитным письмом, - протосинайские, протопалестинские,протобиблские и другие надписи. На рубеже 2-1-го тыс. до н. э. появляются библскиенадписи, выполненные линейным кваэиалфавитным письмом из 22 знаков; к этой финикийскойсистеме восходят все последующие семитские силлабические системы письма, средикоторых наиболее важны южноаравийская (к которой, в свою очередь, восходит эфиопскоеписьмо), древнееврейская, сирийская и арабская. На основе финикийского силлабариявозникло и греческое письмо, а через него почти все европейские алфавиты.
А. я., письменная традиция которых началась в новое время, используют, какправило, арабское письмо или латинское письмо с некоторыми модификациями. Эфиосемитскиеязыки (амхарский, тиграй, тигре и др.), а также некоторые кушитские языки Эфиопиипользуются эфиопским письмом. Туареги Сахары (берберо-ливийская ветвь А. я.)продолжают употреблять традиционное берберское консонантное письмо тифинаг,восходящее к ливийскому письму (нумидийскому), которое, в свою очередь, вероятно,связано с пуническим и через него - с финикийским. Некоторые языки, первоначальноупотреблявшие арабское письмо (т. наз. аджами), позднее перешли на латиницу.Возможно и параллельное использование обеих традиций, напр. в хауса. Многиесовременные А. я. являются бесписьменными.
Началом сравнительно-исторических афразийских исследований принято считать1781, когда А. Л. фон Шлёцер предложил объединить в одну группу ряд мертвыхязыков Ближнего Востока, сходство между которыми было замечено ранее; эти языкибыли им названы семитскими на основе библейской генеалогии В 1863 К. Р. Лепсиуспредложил объединить ряд языков, прежде всего древнеегипетский, а также некоторыекушитские и берберские и язык хауса в хамитскую группу, а обе группы объединилв семито-хамитскую, или хамито-семитскую, семью языков. Дальнейший прогрессафразийских исследований был связан с развитием сравнительно-исторических исследованийсемитских языков и семито-египетскими штудиями и с выяснением состава "хамитской"группы и природы взаимоотношений "хамитских" языков между собой ис семитскими языками в трудах языковедов 19 и 20 вв. Ф. В. К. Мюллера, К. Лотнера,Э. Ренана, Т. Бенфея, Р. Н. Каста, Л. Раиниша, К. Броккельмана, А. Эрмана, К.Майнхофа, Д. Вестермана, И. Лукаса, А. Тромбетти, О. Рёслера, В. Вицихла, Э.Циларца и др. В сер. 20 в. M. Коэн и Дж. X. Гринберг окончательно установилиотсутствие особого хамитского генетического единства в рамках афразийской семьи.Поэтому Гринберг предложил отказаться от термина "семито-хамитские языки", заменивего термином "афро-азиатские языки" (Afro-Asiatic languages), В советскомязыкознании принят предложенный Дьяконовым термин "А. я.". Во 2-й пол.20 в. первоначальная ориентация преимущественно на языки древних письменныхпамятников при реконструкции архетипов сменилась учетом данных всех А. я., вт. ч. современных бесписьменных языков, в результате чего кардинально изменилисьпредставления о протоафразийскои фонологической системе, ранее практически отождествлявшейсяс прасемитским состоянием. Особую роль для афразийской морфологической реконструкциисыграли работы Дьяконова. По А. я. регулярно проводятся междунарожные конгрессы;издаются специальные журналы.

Примечания

Дьяконов И. M., Семито-хамитские языки, M., 1965.Дьяконов И. М., Языки дренней Передней Азии, M., 1967.Дьяконов И. М., Лингвистические данные к история древнейших носителей афразийскихязыков, в кн.: Africana. Африканский этнографический сборник, в. 10, Л., 1975.Дьяконов И. М., Порхомовский В.Я., О принципах афразийской реконструкции,в кн.: Balcanica. Лингвистические исследования, M., 1979.Порхомовский В. Я., Афразийские языки, в кн.: Сравнительно-историческое изучениеязыков разных семей. Задачи и перспективы, М., 1982. Порхомовский В. Я., Проблемы генетической классификации языков Африки, в кн.:Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства, М., 1982.Соhen M., Essai comparatif sur le vocabulaire et la phonetique du chamito-semitique,P., 1947.Greenberg J., The languages of Africa, Bloomington, 1963.Linguistics in South-West Asia and North Africa, CTI, 1970, v, 6.Actes du premier Congres International de linguistique semitique et chamito-semitique.Paris, 1969. Reunis par A. Caquot et D. Cohen, The Hague - P., 1974.Hamito-semitica, ed. by J. and Th. Bynon, The Hague - P., 1975.The Non-Semitic languages of Ethiopia, ed. by M. L. Bender, East Lansing,1976.Atti del Secondo Congresso Internazionale di linguistica camito-semitica,Firenze, 1978.Diakonoff I. M., Afrasian languages, M., 1988. Сравнительно-исторический словарь афразийских языков, в. 1-3, М., 1981-86("Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока").