Сенека: От Рима к миру
С.А. Ошеров
СЕНЕКА: ОТ РИМА К МИРУ
(Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - Кемерово, 1986. - С. 390-427)
1. Традиции
2. Жизнь и философия
3. Итоги
4. Философия и стиль
Примечания
1. Создание философской биографии Сенекизатрудняется также отсутствим точной датировки его книг. Мы придерживаемсяобщепринятых гипотез.
2. Тацит. Анналы, XII, 8; Светоний. Калигула,53, 2,
3. Иногда эта связанность с жизненными ситуациямидает исследователям повод считать книги Сенеки чуть ли не элементом его политическойтактики. Так, Итало Лана (I. Lana. Lucio Anneo Seneca. Torino, 1955) полагает,будто трактат "О краткости жизни" с его проповедью невмешательства философав дела государства призван был убедить Агриппину и Клавдия, что ссыльный Сенеканамерен впредь держаться дальше от политики, а рассуждения о благодарностив трактате "О благодеяниях" имеют целью защитить автора от обвинений в неблагодарностиперед Нероном, облагодетельствовавшим его богатствами.
4. Разумеется, речь идет о философской прозеСенеки, а не о его трагедиях. Вопрос о соотношении художнического и моралистическогоэлементов в них не может войти в эту статью.
5. Ни у греков, ни у римлян не было дажепонятия для государства как отчужденной от человека абстрактной силы; обаримских термина означают нечто другое: civitas - община граждан, res publica- общее достоянье (или дело).
6. Цицерон. О государстве, I, 7, 12. Здесьи далее, кроме особо оговоренных случаев, перевод цитат выполнен автором статьи.
7. Овидий. Скорбные элегии, IV, 10, 35 -36.
8. Лукан. Фарсалия, I. 157 - 182.
9. Там же. V, 26-30.
10. Кремуций Корд прославлял Брута; в кругусовременника Сенеки, стоика-республиканца Тразеи Пета, день рождения Брутачтили как праздник.
11. Здесь и далее ссылки на сочинения Сенекидаются в тексте в сокращенном виде: Пров. - "О провидении", Полиб. - "Утешениек Полибию", Гельв. - "Утешение к Гельвии", Бл. ж. - "О блаженной жизни", Дос.- "О досуге", Сп. д. - "О спокойствии души", Кр. ж. - "О краткости жизни".Мил. - "О милосердии", Благ. - "О благодеяниях", Изыск. - "Изыскания о природе".Римская цифра указывает книгу, первая арабская - главу, вторая - параграф.Ссылки на "Письма к Луцилию" даются следующим образом: п. VIII, 3 - письмовосьмое, параграф третий.
12. Цицерону для создания прочного базисаего этико-философской системы, явившейся итогом развития республиканской римскойидеологии, необходимо было постулировать идею вечности государства (Цицерон.О государстве, III, 23, 34).
13. Создатель стой Зенон был учеником киникаКратета.
14. В определении стоиков "только добродетель- благо" "добродетель" названа словом "to kalon" - "прекрасное". Старый полисныйидеал человека - "kalokagatos" - "прекрасный и добрый" - включал и моментфизической красоты. Стоики отсекли его, оставив за to kalon только нравственныйсмысл; римские стоики, нечувствительные к эстетической стороне греческой этики,перевели это to kalon как honestum - честное, честность.
15. Это учение принял даже много полемизировавшийсо стоиками Цицерон, от которое" но и известно нам ("О законах", I, 29 - 32;"О пределах добра и зла", III, 62 - 63).
16. Arnim. Stoicorom veterum fragmenta,II, 258. Leipzig, 1922.
17. Здесь уместно вспомнить слова, вложенныеЦицероном в уста Гая Лелия, друга Сципиона и слушателя Панэтия: "Государствосошло с прямого пути и, раз двинувшись под уклон, приходит во все большеерасстройство" ("О дружбе", 41. Пер. Г. Кнабс).
18. Цицерон. Тускуланские беседы, I, 1.Пер. М. Гаспарова. Тема "Цицерон в полемике и согласии со стоиками" слишкомобширна, чтобы трактовать ее в этой статье.
19. По его собственным словам, он мог повторитьс одного прослушивания две тысячи имен в том же порядке или двести стиховв обратном порядке (Сенека Старший. Контроверсии, I, предисловие, 2).
20. Лактанций. Божественные установления,7, 15, 14 - 16.
21. Сенека Старший. Контроверсии, II, предисловие,4.
22. Это он, согласно "Деяниям апостолов"(18, 12 - 15), будучи проконсулом провинции Ахайи, отказался судить апостолаПавла. Всего одно звено поставила традиция между Сенекой и Павлом - современниками,столь близкими по мысли, что поздняя античность даже создала апокрифическуюпереписку между ними!
23. Известно, что Секстий написал книгуо правилах питания.
24. Светоний. Калигула, 53, 2.
25. Дион Кассии, 59, 19, 7.
26. Тацит. Анналы, XII, 8.
27. Знаменателен рассказ Светония ("Нерон",7, 1) о том, что Сенека после того, как был приставлен воспитателем к Нерону,увидел во сне, будто должен воспитывать Гая Цезаря (т. е. Калигулу).
28. По-русски - в сб. "Римская сатира".М., 1957.
29. Тацит. Анналы. XIII. 2.
30. По единодушному мнению исследователей,Калигула был образцом для портрета тирана (см. A. Kopp. Staatsdenken und politischesHandein bei Seneca und Lucan. Heidelberg. 1969, S. 32 - 35).
31. Тацит. Анналы, XIII, 42.
32. В латинском con-scientia (со-знание)связь с понятием "знание" чувствуется сильнее, чем ощущаем ее мы в славянскойкальке этого слова "со-весть" (от "ведать").
33. Тацит. Анналы. XIV, 11.
34. Там же, XIV. 56.
35. Позже, в письме XLII, Сенека посетует,что некоторые люди не поддаются воспитанию, и когда кажется, что держишь их,у тебя в руках остается только пушинка с крыла.
36 Эти слова прямо перекликаются с однимрассуждением из диалога Цицерона "О законах" (II, 2, 5). Цицерон тожепризнает, что у человека - особенно если он рожден в одном из маленьких италийскихгородков - могут быть две родины: ведь и сам автор родился в Арпине, и мудрецКатон Старший - в Тускуле. Этой "родине по месту" мы можем отдать теплотучувства, но лишь гражданской общине, именуемой Римским Народом, должно отдатьвсего себя. Из этого сопоставления как нельзя лучше видно, как далеко отошелСенека в конечных выводах своей философии от той традиции, за которую стольупорно держался в практической деятельности.
37. По стоическому учению, одушевленностьи означает материальность, поскольку душа есть "пневма", "дух" - материальнаясубстанция, в которой смешаны огонь и воздух.
38. Об этом свидетельствует и синонимическаязамена ее словом "honestum" - "честностью".
39. В письме С VII Сенека бегло излагаетэто учение, но в собственных психологических построениях его не учитывает.
40. Стоический пантеизм - отождествлениебога-логоса и мира - чужд Сенеке, эмоционально ему ближе концепция единоголичного бога, носившаяся в воздухе эпохи (Благ., IV. 8, 3).
41. He нужно забывать, что в Риме, управляемомКалигулой или Нероном, в том кругу, в котором вращался Сенека, внезапная насильственнаясмерть была повседневным явлением. Немудрено, что отыскание лекарства противстраха смерти могло показаться одной из главных задач философии.
42. Беседы Эпиктета. III. 24. 101.
43. С. С Аверинцев. Плутарх и античнаябиография. М., 1973, с. 104 - 105.
44. Ю. Н. Тынянов. Архаисты и новаторы.Л., 1929, с. 21-24.
45. Калигула навивал стиль Сенеки "пескомбез извести" (Светоний. Калигула, 53, 2),