Еврипид


М.И. Никола

ЕВРИПИД

(Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С.310-313)


Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.) - последний в ряду великих трагическихпоэтов Древней Греции. Биографические данные об Еврипиде скудны и противоречивы.Он родился на острове Саламине, как утверждают древние "Жизнеописания",в день Саламинской победы, когда на остров выселились многие жители Афин навремя нашествия персов. Однако это сообщение подвергают сомнению, усматриваяв нем нарочитое стремление связать всех трех трагиков с Саламинской победой.Более достоверной полагают дату 484 г. до н.э., отмеченную в "Паросскойхронике". Аристофан в своей комедии "Женщины на празднике Фесмофорий"утверждает, что матерью Еврипида была торговка зеленью. Позднейший же биографФилохор отрицает это. Более надежные источники сообщают, что поэт происходилиз знатного рода и одно время даже служил при храме Аполлона Зостерия. Известно,что он получил хорошее образование: учился у философов Протагора и Анаксагора,дружил с философами Архилаем и Продиком, был владельцем обширной библиотеки.В отличие от Эсхила и Софокла, более склонный к уединенной творческой жизни,Еврипид непосредственного участия в общественной жизни не принимал. Однако произведениядраматурга содержат обильные отклики на острые вопросы современности. При этомпозиция автора, равно как и эстетические установки его, нередко вступает в полемикус традицией, что вызвало недовольство многих современников. Так, к примеру,Аристофан не раз пародировал и высмеивал его трагедии, задевая при этом и личнуюжизнь поэта. К примеру, в уже упомянутой комедии "Женщины на праздникиФесмофорий" Аристофан представил заговор женщин, вознамерившихся растерзатьЕврипида за то, что он клевещет на них, выводя в своих трагедиях в крайне неприглядномсвете. При этом Аристофан намекает на неверность жены поэта и т.д. Вероятно,в итоге вокруг Еврипида сложилась крайне неблагоприятная обстановка, вследствиечего он в конце жизни покинул Афины. После кратковременного пребывания в фессалийскойМагнесии Еврипид поселился в Македонии, где и умер в 406 г. до н.э. Злобнаямолва окружила сплетнями даже смерть поэта: согласно одной версии, он будтобы был растерзан собаками, в соответствии с другой - растерзан женщинами (явноевлияние комедии Аристофана). Не понятый современниками и обиженный ими, Еврипидв последующие века приобрел славу великого трагика, подготовившего искусствоновой драмы.
Известно, что за всю жизнь Еврипид одержал лишь пять первых побед (и то однупосмертно), хотя написал и поставил большое количество произведений (ему приписываетсяот 75 до 98 драматических сочинений); до нас же дошло лишь 18 пьес Еврипида.Только немногие из произведений могут быть точно датированы и относятся преимущественнок периоду между 438 и 406 г. до н.э., совпадающему по времени с периодом творчестваСофокла; умерли поэты также в один год. Однако драматургия их содержит принципиальныеразличия, на которые указывал еще Аристотель в XXV главе своей "Поэтики".Здесь он приводит слова, якобы сказанные самим Софоклом, о том, что "самон изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть".Это свидетельство в известной мере может служить ключом к пониманию новаторстваЕврипида.
Действительно, Эсхил, а позднее Софокл придали трагедии высокий героическийхарактер: их центральные положительные персонажи выступали героями идеальными,образцами гражданской доблести, носителями нравственных добродетелей. В своихпроизведениях они защищали идейные основы полиса, провозглашали незыблемостьобщественных норм и традиций, воспевали умение подчинить личные интересы интересамобщества, и поэтому их театр воспринимался греками как школа нравов, школа воспитаниягражданских добродетелей. Еврипид же в большей степени отразил наступление кризисаафинской демократии, разложение полисной морали, усиление индивидуализма. Главнымобразом затянувшаяся, тяжелая для афинян Пелепоннесская война обострила всепротиворечия афинского рабовладельческого общества: от противоречий между рабамии свободными до противоречий между Афинами и их союзниками. Сказывалось и воздействиераспространившихся к тому времени философских учений: софистики, нравственнойфилософии Сократа, материализма Демокрита. Эти разные по своему содержанию философскиеучения в совокупности своей будили мысль современников, воспитывали скептическоеотношение к прежним догматам, нормам и представлениям, утверждали силу и значимостьиндивидуума.
Закономерным образом в новых исторических условиях Еврипида интересует преждевсего отдельный, частный человек, сфера его личной, а не общественной жизни.В соответствии с подобным смещением угла зрения обязательное для трагедии столкновениечеловека с противоборствующими силами Еврипид переносит в плоскость человеческойдуши, изображая конфликт человека с самим собой. Поступки, а как следствие,их несчастья и страдания у героев обычно вытекают из их собственных характеров.Таким образом, в сравнении со своими предшественниками, Еврипид в большей мереконцентрирует внимание на изображении внутреннего мира героев. Драматург создаетряд многообразных характеров, рисуя различные душевные порывы, противоречивыесостояния, вскрывая их закономерность и неминуемость трагической развязки. Зрительприсутствует при тончайших душевных переживаниях героев и открывает для себясложность человеческой природы. Акцент на изображении психологии персонажейприводит к второстепенности драматической интриги. Еврипид уже не уделяет стольковнимания построению действия, как, скажем, Софокл, хотя драматические конфликтыв его пьесах остры и напряженны. Но обратим, к примеру, внимание на начала иконцы его драм. Нередко в прологе Еврипид не только дает завязку трагедии, нои рассказывает заранее ее главное содержание, чтобы в результате переключитьвнимание зрителя с интриги на ее психологическое развитие. Показательны такжеи концовки еврипидовских драм. Он пренебрегает естественным развитием и завершенностьюдействия и поэтому в финале часто предлагает внезапную, внешнюю, искусственнуюразвязку, обычно связанную с вмешательством божества, появляющегося на специальнойтеатральной машине ("эореме"). Поэтому не случайно впоследствии подобныйприем разрешения действия стал именоваться "deus ex machina" ("богиз машины").
Самая известная трагедия Еврипида - "Медея" (431 г. до н.э.).
На первый взгляд кажется, что драма, как и соответствовало традиции, написанана мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагментмифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейнуюдраму. Перед нами горе одинокой, обманутой, покинутой женщины. Еврипид однимиз первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовнуюстрасть движущим мотивом событий. В "Антигоне" Софокла был созданяркий женский характер и присутствовала тема любви (линия Антигоны и Гемона),однако как второстепенная и несамодовлеющая, подчиненная выбору гражданскойпозиции героев. Для Медеи же ее страсть - главная основа жизни. В жертву своейстрасти она принесла близких, родину, доброе имя, однако после ряда лет совместнойжизни Ясон вероломно пренебрег ею ради низкого расчета:
Все, что имела я, слилось в одном,
И это был мой муж, - и я узнала,
Что этот муж - последний из людей.
(Ст. 227-229, пер. И. Анненского)
Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышленияо подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии:
Да, между тех, уто дышит и кто мыслит,
Нас, женщин, нет несчастней. За мужей
Мы платим, и недешево. А купишь,
Так он тебе хозяин, а не раб...
(Ст. 230-234).
Ведь муж, когда очаг ему постыл,
На стороне любовью сердце тешит,
У них друзья и сверстники, а нам
В глаза приходится постылым.
(Ст. 243-246).
Однако сама Медея в соответствии с природой и цельностью своего характеране способна мириться с унижением. с той же силой, что любила, начинает она ненавидетьЯсона и искать способ мщения ему. На идею детоубийства ее окончательно наталкиваетвстреча с бездетным афинским царем Эгеем. В беседе с ним она понимает, как страдаетбездетный мужчина, и решается отнять у Ясона самое дорогое. Но этот удар одновременнонаправлен и против нее самой, поэтому не сразу и со страшной мукой решаетсяМедея на этот шаг. Несколько раз меняет героиня свое намерение, противоречивыечувства борются в ней, и все-таки постепенно страшное решение вызревает в ней(ст. 1020-1080).
До Еврипида преобладала версия мифа, согласно которой детей убивали разгневанныекоринфяне, узнав о смерти своего царя и молодой царевны. Еврипид предоставилэто осуществить самой героине, убедительно показав, что, как ни страшно этодеяние, Медея, принадлежащая к натурам гордым, могучим, не способным прощатьобиды, могла это совершить. Зритель не может принять и простить Медее ее поступка,но понимает, кем и как она была доведена до преступления. Отступления от традиционныхмифологических версий нередко встречаются в трагедиях Еврипида. За этим ощутимаопределенная тенденция: для Еврипида миф - не священная история народа, а материалдля творчества. По сути дела, Еврипид стесняет рамки мифа: новое социально-бытовоесодержание его трагедий вступает в противоречие со старой мифологической формой.По существу, Еврипиду нужно было бы отказаться от мифа, но это было бы слишкомсмелым и решительным нарушением традиции, однако он, безусловно, приблизил разрушениемифологической основы трагедии.
Искусственное положение занимает в трагедиях Еврипида также хор. В соответствиис традицией хоровые партии сохранены, но хор не включен в действие органично.Так, к примеру, он присутствует при таких поступках и речах персонажей, которыепринято скрывать от посторонних. Так, Медея рассказывает хору о своем намеренииубить детей; слушающий ее хор потрясен, говорит о том, что надо вмешаться, воспрепятствоватьее намерению, однако, естественно, ничего не предпринимает, иначе не было быи трагедии. Лирический элемент трагедии, выраженный в песнях хора, утрачиваету Еврипида былое значение, и на первый план выдвигается драматическая игра персонажей,их действия, поступки. Показательно, что в соответствии с этим Еврипид переноситлирическую часть на действующих лиц: он вводит так называемые монодии, ариидействующих лиц, которые сопровождались также выразительной пластикой и создаваливысокий художественный эффект.
Большое значение в трагедиях Еврипида имеют монологи и диалоги. Нередко этодиалог-спор, диалог-поединок. Еврипид любит словесные состязания героев в речах,выявляющие их сущность. Язык Еврипида приближен к разговорной речи и лучше приспособлендля живых диалогов. Наиболее яркие монологи встречаются опять же в "Медее".в некоторых из них Еврипид разоблачает порочную аргументацию софистов-ловкачей(ст. 522-576). Многократные отклики Еврипида на современные философские течениясоздали ему репутацию "философа на сцене".
Показательно также изображение богов в трагедиях Еврипида. Ощущается скептицизмк ним, унаследованный от софистов. Так, герой трагедии "Беллерофонт"принимает решение убедиться, существуют ли боги, и с этой целью взлететь нанебо. Сомнения же его связаны с характером жизни на земле: обилием насилия инеправды. Однако многие действия богов Еврипид также изображает противоречащиминравственности. Так, Афродита губит Ипполита и Федру из чувства мелкой личнойзлобы, а Артемида не спасает своего любимца, лишь утешая его перед смертью (трагедия"Ипполит"). Гера насылает на Геракла безумие и делает его убийцейсвоей семьи ("Геракл").
Воздействие софистической философии на творчество Еврипида проявилось такжев отношении поэта к рабству. во многих своих трагедиях он вывел на сцену раба,что было новшеством ("Елена", "Ион", "Гекуба","Троянки"). В ряде трагедий Еврипид развивает мысль о том, что рабствоесть несправедливость и насилие ("Гекуба", "Троянки"), онопротиворечит естественной природе людей и чаще всего является следствием превратностейсудьбы. Еврипид показывает, что рабство унижает и развращает человека, развиваетего дурные наклонности.
Можно сказать, что в творчестве Еврипида наметились два пути для дальнейшегоразвития драмы:
1. От трагедий "Медея", "Ипполит" и др. - в сторону патетической,пафосной трагедии, трагедии больших и сильных, порой патологических страстей.Наиболее яркими выразителями этой линии позднее станут Сенека, Расин и др.
2. От трагедий "Ион", "Елена" и др., где впервые встречаютсямотивы потерянного и найденного ребенка и т.д., - в сторону бытовой драмы, пьесыс бытовым сюжетом, будничными персонажами. Через бытовую комедию Менандра этотпуть ведет к Плавту, а через него к Мольеру и т.д.
Творчество Еврипида имело большое значение для последующего развития мировойдрамы: сюжеты, образы, искусство монолога и диалога, своеобразие композициии т.д. обогатили мировую драму в процессе ее развития.

Сочинения

Трагедии. В 2 т. - М., 1980.


Литература

Толстой Н.И. Трагедия Еврипида "Елена" и началогреческого романа // Толстой Н.И. Статьи о фольклоре. - М., Л., 1966.Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа "Медеи" Еврипида// Вопросы классической филологии. - М., 1969. - № 2.