Символ в системе культуры
Ю. М. Лотман
СИМВОЛ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
(Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199)
Примечания
1. Подробную историю и историографию проблемысм.: Todorov Tzv. Theories du symbole / Ed. Seuil. Paris, 1977; Idem. Symbolismeet interpretation / Ed. Seuil. Paris, 1978.
2. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В30 т. Л., 1974. Т. 9. С. 113-114. (В дальнейшем ссылки на это издание даютсяв тексте с указанием тома и страницы.)
3. Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М.,1979. Т. 2. С. 67.
4. Баратынский Е. А. Поли. собр. стихотворений.Л., 1936. Т. I. С. 184.
5. Творческое мышление Достоевского принципиальногетерогенно: наряду с "символическим" смыслообразованием оно подразумеваети другие разнообразные способы прочтения. И прямая публицистика, и репортерскаяхроника, как и многое другое, входят в его язык, идеальной реализацией которогоявляется "Дневник писателя". Мы выделяем "символический"пласт в связи с темой статьи, а не из-за единственности его в художественноммире писателя.
6. Цит. по: Ф. М. Достоевский в воспоминанияхсовременников. М., 1964. Т. 2. С. 104.
7. См.: "Старцы в Писании именуютсялюди иногда не по старости лет своих (...) но по старшинству своего звания"(Церковный словарь (...) сочиненный Петром Алексеевым. Спб., 1819. Ч. 4. С.162).
8. Ср. утверждение Достоевского в статье"По поводу выставки" о том, что реальность доступна человеку лишькак символическое обозначение идеи, а не в виде действительности "какона есть", ибо "такой действительности совсем нет, да и никогдана земле не бывало, потому что сущность вещей человеку недоступна, а воспринимаетон природу так, как отражается она в его идее".
9. Виссарион Григорьевич Белинский в воспоминанияхсовременников. Л., 1929. С. 256.
10. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч.: В 15т. Л., 1982. Т. 3. С. 49.