Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова
Ю.М. Лотман
ПРОБЛЕМА ВОСТОКА И ЗАПАДА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЗДНЕГО ЛЕРМОНТОВА
(Лермонтовский сборник. - Л., 1985. - С. 5-22)
Примечания
1. Русские повести первой трети XVIII века.М. - Л.,1965, с. 191.
2. Декарт P. Избр. произв. [M.], 1950,с. 265.
3. См.: Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова.М., Л., 1964, с. 113-177.
4. См.: Егоров Б.Ф. Славянофилы иЛермонтов. - В кн.: Лермонтовская энциклопедия. М., 1981, с. 508-510 (здесьже основная литература вопроса).
5. Древние российские стихотворения, собранныеКиршею Даниловым. М.; Л., 1958, с. 32-33. Проблемы фольклоризма Лермонтова,в особенности в связи с “Песней про купца Калашникова”, детально рассмотреныв работе В.Э. Вацуро (см. раздел “Лермонтов” в кн.: Русская литература и фольклор(первая половина XIX в.). Л., 1976), где также дан обзор литературы вопроса.
6. Древние российские стихотворения, собранныеКиршею Даниловым, с. 33.
7. Здесь и далее выделения в цитатах мои- Ю.Л. Сопоставление этих двух текстов, но в ином аспекте см. в заметкеЕ.М. Пульхритудовой “Воздушный корабль” (Лермонтовская энциклопедия, с. 91).
8. Грибоедов А.С. Полн. собр. соч.Спб., 1911, т. 1, с. 262.
9. Грибоедов А.С. Полн. собр. соч.,Пг., 1917, т. 3, с. 116-117. Статья Грибоедова "Загородная поездка" была опубликованав № 76 "Северной пчелы" от 26 июня 1826 г. и вполне могла быть известна Лермонтову,интересовавшемуся Грибоедовым и знавшему многих людей из его окружения. Приведемодно до сих нор оставшееся незамеченным свидетельство интереса к Лермонтовув близком к Грибоедову кругу. В третьем издания "Семейства Холмских" Д.Н.Бегичева (М., 1841), - романе, наполненном прямыми литературными ссылкамина Державина, Крылова, Дмитриева, Грибоедова, - бросается в глаза странноглухая отсылка: "Слышали мы, где-то и от кого-то, не упомним, что земное Правосудиеможет ошибаться, может быть вовлечено в заблуждение; но - есть ВсевидящийСудия, и от Него нет ничего сокровенного!" (ч. 6, с. 350). Цензурное разрешениена печатание этой книги датировано 29 мая 1838 г.: зашифрованная ссылка на"Смерть Поэта" сделана, таким образом, по самым горячим следам и не можетбыть истолкована иначе, чем свидетельство внимания и симпатии к Лермонтову.
10. См.: Эйхенбаум Б.М. Статьи оЛермонтове. М.; Л., 1961, с. 281-283; Михайлова Е. Проза Лермонтова.М., 1957, с. 337-339; Тойбин И. М. К проблематике новеллы Лермонтова"Фаталист". - Учен. зап. Курск. гос. пед. ин-та. Гуманитарный цикл, 1959,вып. 9, с. 19-56; Асмус В. Круг идей Лермонтова. - В кн.: Лит. насл.М., 1941, т. 43-44, с. 102-105; Бочарова А.Я. Фатализм Печорина. -В кн.: Творчество М.Ю. Лермонтова. Пенза, 1965, с. 225-249 (Учен. зап. Пензенск.гос. пед. ин-та. Сер. филол., вып. 14). Краткие, но исключительно содержательныевысказывания по интересующей нас проблеме см.: Нумпан Я. Два аспекта"лермонтовской личности". - В кн.: Сборник студенческих научных работ (краткиесообщения), Тарту, 1973, с. 26-28 (ср. также другую работу этой исследовательницы:Проблема русского национального характера в творчестве М.Ю. Лермонтова: (Квопросу о позиции Лермонтова в идейной борьбе 30-40-х годов), - В кн.: TallinnaPedagogilino Institulit 17 uliopilaste toa-dlislikll konveronts. Tallinn,1972, lk. 6-7).
11. Об игре в штосс как модели мира, управляемогослучаем, см.: Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературеначала XIX века, - В кн.: Труды по знаковым системам. Тарту, 1975, т. 7. с.120-142.
12. Б.М. Эйхенбаум обратил внимание на близостьк этому вопросу рассуждений Л.Н. Толстого в черновой редакции эпилога "Войныи мира", также считавшего фатализм чертой восточного сознания: "В чем состоитфатализм восточных? - Не в признании закона необходимости, но в рассуждениио том, что если все предопределено, то и жизнь моя предопределена - свышеи я не должен действовать" (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1955,т. 15, с. 238-239; Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове, с. 282).
13. Декарт Р. Избр. произв., с. 426.
14. Интересно, что в диалоге есаула и казака-убийцывторой раз проигрывается, уже на народном уровне, конфликт волюнтарного ифаталистического сознания. Есаул призывает казака: "Покорись", подтверждаяэто ссылкой на судьбу и на то, что противиться судьбе - "это только бога гневить",а казак дважды отвечает ему: "Не покорюсь!". Печорин же, выступающий в этомэпизоде как сила, направленная против непокорной личности, "подобно Вуличу","вздумал испытать судьбу".
15. Слово "рыцарь" в заглавии повести Карамзина,вероятно, рассчитано было на то, чтобы вызвать у читателей ассоциацию с Дон-Кихотом.Не случайно в начале "Писем русского путешественника" Карамзин писал: "...воображайте себе странствующего Друга вашего рыцарем веселого образа" (КарамзинН.М. Избр. соч.: В 2-х т. М.; Л., 1964, т. 1, с. 93). Вероятно, изображениежизненного странствия героя входило в замысел. Карамзина.
16. Пастернак Б. Стихотворения ипоэмы. М.; Л., 1965, с. 461.