Учитель Соднам-Цзэмо из Сакья о буддизме махаяны
Р. Н. Крапивина
УЧИТЕЛЬ СОДНАМ-ЦЗЭМО ИЗ САКЬЯ О БУДДИЗМЕ МАХАЯНЫ (содержание и характеризложения сочинения "Дверь, ведущая в Учение")
(Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах ЦентральнойАзии. - Новосибирск, 1989. - С. 100-114)
Живые существа(sattvah) | Препятствия(avaranah) | Средства (очищения) (pratipaksan) |
1) icchantika | -mahayanadharmapratogha | -mahayanadharmadhimuktibhavana |
2) tirthika | -atmasarsana | -prajnaparamita-bhavana |
3) sravaka | -duhkhabhirutva | -samadhi-bhavana |
4) pratyekabuddha | -sattvarthavimukhata | -mahakaruna-bhavana |
Примечания
1. Сакья-габум. - Т. III, л. 1-74.
2. Chos la 'jug pa'i sgo; Сакья-габум. -Т. IV (nga), л. 263-317 / Тибетский фонд ЛО ИВ АН СССР. Инв. № 7538 (далееД., т. е. текст).
3. Востриков А. И. Тибетская историческаялитература. - М., 1962. - с. 77, 83, 90.
4. Tucci G. Tibetan Painted Scrolls. - Roma,1949. - P. 100-101.
5. Rnam par bshad pa'i rigs pa-Vyakhyayukti// Tohoku Cataligue. - № 4061.
6. См.: Bu-ston's history of Buddhism / Tibetantext ed. by Prof. Dr. Lokesh Candra. International Academy of Indian Culture.- New Delhi, 1971. - P. 646 (Далее - Chos-'byung, tib. text).
7. Chos-'byung, tib. text. - P. 647. Сопоставлениетекста "Двери, ведущей в Учение" с "Чойчжуном" Будон-Ринчэндубавызвано несколькими причинами: во-первых, известностью "Чойчжуна"и высоким авторитетом его автора и, во-вторых, общностью схемы изложения материалав обоих сочинениях, что давало возможность лучше уяснить характер сочиненияСоднам-Цзэмо.
8. Chos-'byung, tib. text. - P. 647.
9. Ibid.
10. Theg pa chen po rgyud bla ma'i bstanbcos-Mahayanottaratantra-sastra // Tohoku Catalogue, № 4024.
11. Obermiller E. The Sublime science ofGreat Vehicle to Salvation, being a Manual of Buddhist Monism: The Work ofArua Maitreya with a Commentary by Aryasanga / Trans. from Tibetan with introductionand notes // Acta Orientalia. - V. IX, № 3. - P. 160-164 (далее Uttaratantra).
12. Chos-'byung, tib. text. - P. 649.
13. Uttaratantra. - P. 20-22, 144-148.
14. Mulamadhyamakakarika with Madhyamakakarikavrtti(Prasanapada) // Bibliotheca Buddhica. - T. IV. - Spb., 1913.
15. См.: Obermiller E. Bu-ston's historyof Buddhism (Chos-'byung) / Transl. from Tibetan. - Heidelberg, 1931. - P.1, 25.
16. Ibid. - P. 30-33.
17. Т. е. "Сутра-питака", "Абхидхарма-питака"и "Виная-питака".
18. Т. е. хинаяна, махаяна и тантраяна.
19. См. Chos-'byung, tib. text. - Pt. I.- P. 62-90; Цыбиков Г. Лам-рим чэн-по. - Владивосток. 1973. - Т. 1. - С. 21-22,31-50, 54-55. - вып. 1.
20. Tohoku Catalogue. - № 95, 120.
21. Ibid. - № 112.
22. Ibid. - № 47.
23. Ibid. - № 107.
24. Ibid. - № 44.
25. Gsang chen thab la mkhas pa.
26. Tohoku Catalogue. - № 284.
27. Foucaux Ph. Ed. La Lalita Vistara //Annales du Musee Guimet. - Paris, 1984. - T. VI.
28. Ср.: Warren H. C. Buddhism in translations.- Cambridge, 1922. - Ch. 1. - P. 1-111.
29. См. прим. 27.
30. Е. Е. Обермиллер при переводе "Чойчжуна"Будона провел полную сверку текстов на тибетском и санскрите.
31. См.: Rockhill W. W. The Life of Buddha:Transl. from Tibetan. - London, 1907.
32. Востриков А. И. Тибетская историческаялитература. - М., 1962. - с. 90.
33. Tohoku Catalogue. - № 6.
34. См.: Chos-'byung, tib. text. - Pt. II.- P. 108.
35. Ibid. - p. 181-224.
36. Roerich G. N. The Blue Annals: Transl.from Tibetan. - Calcutta, 1949. - Pt. 1. - P. 35-101.
37. Востриков А. И. Указ. соч. - С. 77-78.
38. См.: Chos-'byung, tib. text. - Pt. II.- P. 106-108; Schlagintweit E. Die Berechnung der Lehre (Text). - Munchen,1897. - S. 662-663; Das S. Ch. Pag Sam Jon Zang. - Calcutta, 1908. - Pt. I.- P. 123-124.
39. См.: Pelliot P. Le cycle sexagenairedans la chronologie tibetaine // Journal Asiatique. - 1913. - Mai-Juin. -P. 646-648.
40. См.: The Blue Annals, I. - P. 325, 328,347-350.