Теофиль Готье, автор Эмалей и камей
Г. К. Косиков
ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ, АВТОР "ЭМАЛЕЙ И КАМЕЙ"
(Готье Т. Эмали и камеи: Сборник / Сост. Г. К. Косиков. - М., 1989. С. 5-28)
* * *
* * *
Примечания
1. Gautier T. Emaux et Camees. Texte definitif(1872) suivi de Poesies choisies avec une esquisse biographique et des notespar Adolphe Boschot. P., Garnier, 1954. P. XLIII.
2. Goncourt. Journal. Т. VII. Monaco, Fasquelleet Flammarion, 1956, P. 106.
3. Gautier Т. Poesies completes. Т. 1. P.,Charpentier, 1876. P. 5-6.
4. Gautier Т. Les Jeunes-France. Romans goguenardssuivis de Contes humoristiques. P., Charpentier, 1875. P. IX.
5. Лансон Г. История французской литературы.Современная эпоха. М. Издание Ю.И. Лепковского, 1909. С. 108 - 110.
6. См.: Брагинская Н.В. Экфрасис как типтекста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание.М., Наука, 1977. С. 259 - 283.
7. Интересна судьба этой традиции в русскойлитературе. Примером эпиграммы в XIX в. могут служить "антологические" стихотворенияПушкина, в частности, его "Царскосельская статуя" ("Урну с водой уронив, обутес ее дева разбила..."); любопытно, однако, что эта эпиграмма в форме элегическихдистихов написана на статую "Молочница" (по басне Лафонтена "Молочница и кувшин"),что позволяет расслышать в ней иронические нотки. Пример открытой пародиина греческую эпиграмму являет собой "Древний пластический грек" Козьмы Пруткова.Уже в XX в. Н. Олейников создал цикл пародийных экфрасисов "В картинной галерее";ср. его "Описание еще одной картины": "Мадонна держит каменный цветок гвоздики// В прекрасной полусогнутой руке. // Младенец, сидя на земле с букетом повилики,// Разглядывает пятнышки на мотыльке. // Мадонна в алой мантии и синей ризе,// И грудь ее полуобнажена. // У ног младенца поместились на карнизе // Разрезанныйлимон и рюмочка вина". Даже эти отрывочные примеры свидетельствуют о том,что ни жанр эпиграммы, ни жанр экфрасиса не были забыты в литературе двухпоследних столетий: напротив, они оказывались объектом довольно активной рефлексии,в частности, становились предметом стилизации и пародии.
8. Goncourt. Ор. cit. Т. VI. Р. 154.
9. Цит. по: Voisin М. Le Soleil et la Nuit.L'Imaginaire dans l'oeuvre de Theophile Gautier. Editions de l'Universitede Bruxelles, 1981. P. 58.
Текст взят с сайта Кафедрыистории зарубежной литературы МГУ им. М.В. Ломоносова. Искренне благодаримего создателей за разрешение опубликовать текст на нашем сайте. © OCR: Косиков Г.К. 2002