Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы
Г. К. Косиков
СРЕДНИЕ ВЕКА И РЕНЕССАНС. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ [1]
(Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Л.Г.Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др. - М., 2001. - С. 8-39)
* * *
Примечания
1. Текст печ. (с авторскими изменениями)по: Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы. - В кн.:Методологические проблемы филологических наук, М., 1987, с. 222-252.
2. Лишь таким представлением о смене эпохможно объяснить тот факт, что при переиздании в 1978 году известного учебникапо истории зарубежных литератур под редакцией академика В. М. Жирмунскогобыло решено "уточнить" его название. Если в первом (1947) и втором (1959)изданиях подзаголовок гласил: "Раннее средневековье и Возрождение", то в третьеми в последующих он звучит так: "Средние века и Возрождение". Уточнение обязывающее:раннее Средневековье превратилось просто в Средневековье, не только с егоначалами, но и со всеми его концами, а Возрождение - в культуру, следующуюза Средними веками, а отнюдь не существующую в рамках средневековой цивилизации.
3. См., в частности, широкое обсуждение этойпроблемы в рубрике "Философия - человек - культура" в ж. "Вопросы философии",1982, № 10, c. 42-116.
4. Напомним, однако, что мощные рефлексысредневековой культуры продолжают действовать в Европе и по настоящее время.
5. См.: История средних веков в двух томах.Под ред. акад. С. Д. Сказкина, т. 1. М., 1977, с. 11.
6. Поршнев Б. Ф. Франция, Английская революцияи европейская политика в середине XVII в. М., 1970, с. 42-43.
7. Поршнев Б. Ф. Мелье. М., 1964, с. 114.
8. Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософияитальянского Возрождения. М., 1977, с. 48-49.
9. Люблинская А. Д. Государство эпохи Возрожденияв Западной Европе. - В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения.М., 1978, с. 13.
10. Так, известно влияние, которое гуманизмоказал на формирование католического иезуитизма.
11. Рутенбург В. И. Возрождение и религия.- В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения, с. 18.
12. Подробнее см.: Варбанец Н. В. ЙоханнГутенберг и начало книгопечатания в Европе. Опыт нового прочтения материала.М., 1980.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с.346.
14. Ср.: "Не было, строго говоря, эпохВозрождения, классицизма, барокко, Просвещения и т. п., но были историческиепериоды, ознаменовавшиеся заметной и подчас решающей значимостью соответствующихначал. Не существовало и не существует в литературе явлений "рафинированночистых"... Немыслимо полное тождество литератур того или иного периода с какой-либоодной, пусть даже первостепенно важной, ее миросозерцательно-художественнойтенденцией" (Хализев В. Е. Повторяющееся и неповторимое в литературном процессе(к современным дискуссиям). - В кн.: Литературный процесс. М., 1981, с. 121).
15. О магии как о конструктивном принципенародного средневекового миросозерцания см.: Гуревич А. Я. Проблемы средневековойнародной культуры. М., 1981. см. также: Косиков Г. К. Стихия и логика мира.- Литературное обозрение, 1983, № 2.
16. См., например: Баткин Л. М. Тип культурыкак историческая целостность. - Вопросы философии, 1969, № 9, с. 95. Специальноприменительно к литературе аналогичную идею, хотя и в иных, нежели у нас,терминах, сформулировал Р. И. Хлодовский: "Видимо, стоило бы четко разграничитьдва совершенно разных по содержанию понятия: "Возрождение" ("Ренессанс") и"ренессанс", т. е. идеологически содержательный стиль, определенное стилевоенаправление, национальную классическую форму получившее прежде всего в Италии.Отделение ренессанса от Ренессанса значительно расширило бы содержание литературыВозрождения, включив в него творчество писателей не только внеренессансных(Саккетти, Фоленго, Буркьело - в Италии, Ганс Сакс - в Германии), но и явноантиренессансных (Савонарола)..." (Хлодовский Р. И. О ренессансе, маньеризмеи конце эпохи Возрождения в литературах Западной Европы. - В кн.: Типологияя периодизация культуры Возрождения, с. 124).
17. См.: Гуревич А. Я. О новых проблемахизучения средневековой культуры. - В кн.: Культура и искусство западноевропейскогосредневековья. М., 1981, с. 5.
18. Сказкин С. Д. Из истории социально-политическойи духовной жизни Западной Европы в Средние века. М., 1981, с. 176-178.
19. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейскойлитературной традиции, М., Школа "Языки русской культуры", 1996, с. 324-325.
20. Такое отождествление нередко встречаетсяв нашей литературе, особенно в популярной и массовой.
21. Ср.: "Общая черта мировоззрения... гуманистов,вытекающая из свойственного им всем стремления максимально возродить идеии дух античной культуры, сохраняя вместе с тем и все главное содержание христианскоговероучения, состояла в его паганизации, насыщении античными, "языческими"морально-философскими идеями" (Соколов В. В. Европейская философия ХV-ХVIIвеков. М., 1984, с. 21).
22. По мнению гуманистов, место диалектикикак средства логического доказательства должна была занять риторика как средствоубеждения и моральной пропаганды.
23. Связь гуманистической концепции с раннехристианскимиидеалами и литературой широко освещена в новейшей отечественной историографии.См., в частности: Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизмевторой половины XIV - первой половины XV в. М., 1977.; Смирин М. М. ЭразмРоттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978; Осиновский И.Н. Томас Мор. М., 1978; Черняк И. Х. Гуманизм эпохи Возрождения и христианскаямысль древности. - В кн.: Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984;Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (начало V- начало VII века), М., 1989.
24. Смирин М. М. Указ. соч., с. 51.
25. См. например: Петров М. Т. Итальянскаяинтеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., 1982, с. 31.
26. См.: Баткин Л. М. Указ. соч., с. 92.
27. Петров М. Т. Указ. соч., с. 31.
28. Баткин Л. М. Указ. соч., с. 170-171.
29. Подобные формулировки можно встретитьдаже у такого знатока средневековой культуры, как А. Я. Гуревич: "Человексредневековья... не видел в самом себе центра и нерасторжимого единства актов,направленных на другие личности... Внутренняя жизнь индивида не образовываласамостоятельной цельности" (Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры,изд. 2. М., 1984. с. 311).
30. По мнению А. X. Горфункеля, это "качественныйразрыв", не менее существенный, нежели тот, который отделяет Возрождение отXVII века (см.: Горфункель А. X. Указ. соч., с. 4).
31. Гердер И. Г. Идеи к философии историичеловечества, М., 1977, с. 170.
32. Гейне Г. Собрание сочинений в 10-титомах, т. 4, М., 1957, с. 224.
33. Горфункель А. X. К спорам о Возрождении.- В кн.: Средние века, вып. 46. М., 1983. с. 227.
34. "Долгое время... - писал Шлейермахер,обозначая пункт своего разрыва со всей предшествующей традицией философииличности, - почитая превыше всего однородность бытия, я думал, что для каждогослучая есть только одна правда, что поведение должно быть для всех одинаковыми что один человек отличается от другого лишь своеобразием своего положенияи места. Человечность, казалось мне, имеет свои различные обнаружения лишьв многообразии внешних действий; внутренний человек не должен быть своеобразноразвитым существом, а всюду каждый сам по себе должен быть равен другому...Мне уяснилось, - продолжал Шлейермахер, - что каждый человек должен на свойлад выражать человечество через своеобразное смешение его элементов, чтобычеловечество обнаруживалось всеми способами и чтобы в полноте пространстваи времени осуществилось все многообразие, которое может таиться в его лоне"(Шлеермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., 1911, с. 333-334).
35. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.,1978, с. 137.
36. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения, с.385.
37. Там же, с. 120.
38. Там же, с. 581.
39. См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценкивсех ценностей, М., 1994, с. 285.
40. Штирнер М. Единственный и его собственность,Харьков, 1994, с. 203, 152.
41. Горфункель А. X. К спорам о Возрождении,с. 225.
42. Цит. по кн.: Фуко М. Слова и вещи.М., 1977, с. 79.
43. Эйкен Г. История и система средневековогомиросозерцания. СПб., 1907, с. 544.
44. Петрарка Ф. О средствах против всякойсудьбы. - В кн.: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов,ч. I,. Саратов, 1984, с. 134.
45. Манетти Дж. О достоинстве и превосходствечеловека - В кн: Итальянскимй гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов,ч. II, Саратов, 1988, с. 18, 21.
46. Цит. по кн.: Монье Ф. Опыт литературнойистории Италии. Кваттроченто. СПб., 1904, с. 38.
47. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинствечеловека. - В кн.: Эстетика Возрождения, т. 1. М., 1981, с. 250.
48. См.: Баткин Л. М. Указ. соч.
49. Сказкин С. Д. Указ. соч., с. 176.
50. Кампанелла Т. Философия, доказаннаяощущениями. - В кн.: Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969, с. 232.
51. См.: Аверинцев С. С. Древнегреческаяпоэтика и мировая литература. - В кн.: Поэтика древнегреческой литературы.М., 1981, с. 3-14.
52. См.: Философия эпохи ранних буржуазныхреволюций. М., 1983, с. 59.
53. См.: Гайденко П. П. Трагедия эстетизма.Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Киркегора, М., 1970.
54. Подробно о переходе от антично-средневековогозамкнутого Космоса к бесконечной Вселенной Нового времени см.: Койре А. Очеркиистории философской мысли. М., 1985.
55. Ср. о ренессансном мифологизме: "Возрождение- последняя целостная культурная система, построенная на архетипах, т. е.на мифе... здесь античная мифология, мертвая сама по себе, включалась в некийсплав (христианство, гротеск, магия, рыцарская легенда), который в целом былеще мифологической реальностью мышления, его разумом, а не предрассудком,кровью культуры, а не реминисценцией" (Баткин Л. М. Ренессансный миф о человеке.- Вопросы литературы, 1971, № 9, с. 116-118).
Текст взят с сайта Кафедрыистории зарубежной литературы МГУ им. М.В. Ломоносова. Искренне благодаримего создателей за разрешение опубликовать текст на нашем сайте. © OCR: Косиков Г.К. 2002