Борис Пастернак и символизм
О. Клинг
БОРИС ПАСТЕРНАК И СИМВОЛИЗМ
(Вопросы литературы. - М., 2002, № 2)
Примечания
1. Борис Пастернак, Собр. соч. в 5-ти томах,т. 5, М., 1992, с. 87. Далее сноски на это издание даются в тексте с указаниемв скобках тома и страницы.
2. Лазарь Флейшман, Фрагменты «футуристической»биографии Пастернака. - В кн.: «Русская литература ХХ века. Исследования американскихученых», СПб., 1993, с. 114.
3. См. комментарий В. М. Борисова и Е. Б.Пастернака. - Борис Пастернак, Собр. соч. в 5-ти томах, т. 4, с. 899.
4. См.: А. В. Лавров, Андрей Белый и БорисПастернак: Взгляд через «Марбург». - В кн.: «Themes and variations. Темы ивариации. Сборник статей и материалов к 50-летию Лазаря Флейшмана», Стенфорд,1994, с. 40-56. Там же см. сопоставление «Петербурга» А. Белого с одноименнымнезавершенным прозаическим произведением Пастернака.
5. Е. Пастернак, Борис Пастернак. Материалыдля биографии, М., 1989, с. 175.
6. К. Локс, Повесть об одном десятилетии(1907-1917). - В кн.: «Воспоминания о Борисе Пастернаке», М., 1993, с. 34.
7. С. Бобров, О Б. Л. Пастернаке. - Там же,с. 60.
8. Там же, с. 66.
9. С. Дурылин, Из автобиографических записей.«В своем углу». - В кн.: «Воспоминания о Борисе Пастернаке», с. 54.
10. Там же, с. 39.
11. С. Бобров, О Б. Л. Пастернаке, с. 39.
12. См. комментарий В. Борисова и Е. Пастернакав кн.: Борис Пастернак, Собр. соч. в 5-ти томах, т. 4, с. 831.
13. См. комментарий В. Борисова и Е. Пастернакав кн.: Борис Пастернак, Собр. соч. в 5-ти томах, т. 4, с. 900.
14. См.: «Марина Цветаева об искусстве»,М., 1991. В отрывке Пастернака «Когда Реликвимини вспоминал детство...» поразительноесовпадение с цветаевским мироощущением «волшебства города»: «...новые прохожие,обнявшись, впрягались в чиркающие по смоченным плитам отраженные витрины(здесь и далее курсив мой. - О. К.), словом, когда вселяющие трепет очки явивырастали и округлялись настолько, что напоминали непроницаемые очки волшебные,хотелось где-нибудь в углу, заряжая своим волнением, рассказывать об этихпредметах в очках, потому что никто никогда еще не сказал, что иного можносделать с очками волшебницы, как не поместить их в сказку» (4, 727).Ср. написанное в том же 1910 году у Цветаевой: «Шум экипажей, блеск витрин,смена лиц, и... - вот оно, волшебство улицы!» («Марина Цветаеваоб искусстве», с. 257).
15. С. Дурылин, Из автобиографических записей...,с. 55.
16. Там же, с. 56.
17. Любопытно более позднее совпадение сАндреем Белым в «Поэме без героя» Ахматовой, в части «Девятьсот тринадцатыйгод» с подзаголовком «Петербургская повесть». Может быть, Ахматова - осознанноили неосознанно - помнила это «у» из «Петербурга», может быть, тот гул действительновитал в петербургском воздухе начала 1910-х годов, перед войной, и был слышенпоэтам: И всегда в духоте морозной, Предвоенной, блудной и грозной, Жил какой-то будущий гул... Но тогда он был слышен глуше, Он почти не тревожил души И в сугробах невских тонул.
18-20. См. в связи с этим эпизод в прозаическомнаброске «Смерть [Пурвита] Реликвимини»: «В трамвае плакал и закатывался ребенок,может быть, электрическим светом отравили его» (курсив мой. - О. К.).
21. В другом незавершенном отрывке читаем:«Но прежний город был иным. Это было что-то на чужих ролях, - и город с неутертымтеплом был этой чужой ролью».
22. Хотя Пастернак и отмечал, что названиесборника придумано С. Бобровым, оно точно передает мотив тучи как основнойв книге.
23. Пастернаковские «газовые киоски» трудноне сопоставить с брюсовскими «прозрачными киосками» из стихотворения «Творчество».Тем более, что и в контексте у Брюсова, и в прозе Пастернака есть и другиеобщие знаки: «луна», мотив отражения.
24. Ср.: «винно-красный» закат у Белого;в привычном для символистов контексте дается «закат» в стихотворении «И былребенком я...»: ...Когда закат Равнял единокровные предметы...
25. В близком «соловьевцам» ключе осмысляется«заря» в стихотворении «Бетховен мостовых»: «Какой речистою зарей / В проталинахпылает камень!»
26. «Весы», 1909, № 5, с. 76.
27. Там же, с. 77.
28. Ср. в ранней редакции (1911) концовкустихотворения «Сегодня мы исполним грусть его...»: О, город мой, весь день, весь день сегодня Не сходит с уст твоих печаль моя!
29. С. Бобров указывал на сходство Пастернакас И. Анненским и «перелицованным наново» Андреем Белым, которое он почувствовалпри первом знакомстве со стихотворением «Февраль. Достать чернил и плакать!..»(С. Бобров, О Б. Л. Пастернаке, с. 60).
30. В редакции 1928 года Пастернак усилити продлит этот ритмический повтор. В редакции 1911 года: «Что снялиномер дома рокового». В редакции 1928 года: «Таков был номер дома рокового».
31. Это не отменяет сравнение Е. Пастернаки К. Поливанова строки «И пышут намордники гарпий...» с описанием паровозау И. Анненского («Зимний поезд»; см.: 1, 640). См. также «Трилистник вагонный»Анненского.
32. О работе Пастернака над редакциями раннихстихов см.: Е. В. Пастернак, Работа Бориса Пастернака над циклом «Начальнаяпора». - «Русское и зарубежное языкознание», вып. 4, Алма-Ата, 1970.
33. Слово «экспресс», безусловно, ни в коеймере не относилось в 1910-е годы к разряду «романтических». Это слово вошлов этот арсенал позже - в 1960-е.
34. Позднее К. Локс комментировал стихотворениеС. Боброва «Завет»: «Символизм почти всем привил дурные привычки. Он приучилк ложному пафосу по отношению к простым вещам, которые во что бы то ни сталохотели превратиться в вещания - «глаголы», а не слова... Об этом весьма невразумительно,но весьма характерно писал Бобров... Стихотворение называлось «Завет», оттаких заветов Пастернак бежал опрометью и зачастую впадал чуть ли не в истерику...»(К. Локс, Повесть об одном десятилетии (1907-1917), с. 41).
35. Валерий Брюсов, Среди стихов. 1894-1924.Манифесты. Статьи. Рецензии, М., 1990, с. 405.
36. Там же, с. 441, 443.
37. С. Дурылин, Из автобиографических записей...,с. 54.
38. См.: Е. В. Пастернак и К. М. Поливанов,Комментарий. - Борис Пастернак, Собр. соч. в 5-ти томах, т. 1, с. 727.
39. Ср. у Локса: «Как следует из предисловия,книга «Близнец в тучах» рассматривалась как объявление войны символизму, хотяналет символизма в ней достаточно силен. Правильней было бы сказать - этобыла новая форма символизма (курсив мой. - О. К.), все время не упускавшаяиз виду реальность восприятия и душевного мира» («Воспоминания о Борисе Пастернаке»,с. 45). И у Боброва: «В начале «Лирики» мы были все уверены, что мы символисты.Так Асеев писал о Боре. А Боря сам писал о символизме и бессмертии, я же воспевалсимволизм как что-то вроде открытия и нового мира. Но в наш с Н. Асеевым мирвошел Б. Пастернак, мы шарахнулись от теософии, на нашем горизонте появилисьХлебников и Маяковский, и мы почувствовали, что символическим бредням и кривляньямпришел конец» (там же, с. 66).
40. См. комментарий В. Борисова и Е. Пастернакак статье «Черный бокал» (4, 836).
41. Валерий Брюсов, Среди стихов, с. 422.
42. Там же.
43. «У первого есть второй. Единственныйне бывает первым (Анненский, Брюсов)». Из письма Пастернаку от 19 июня 1925года (Марина Цветаева, Неизданные письма, Париж, с. 292).
44. Анна Ахматова, Сочинения в 2-х томах,т. 2, М., 1986, с. 203.