Фигура речи

 

Фигуры стилистические

(греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Ф. с. используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии).
Изучение Ф. с. имеет длительную историю (первые суждения относятся к эпохе античности). До недавнего времени Ф. с. рассматривались преимущественно в учебно-дидактическом плане; в практических пособиях по риторике, стилистике и поэтике демонстрировались образцы фигурированной речи, взятые, как правило, из произведений далёкого прошлого; приводились разнообразные классификации Ф. с. (их насчитывали от 20 до 70); соответствующие наставления исходили из предположения о том, что Ф. с. не более чем искусственные и внешние приёмы "украшения" речи, осваиваемые посредством подражания. В бюро переводов с современной точки зрения, Ф. с. — обычные, "естественные" способы использования выразительных возможностей языка, применяемые говорящим (пишущим) при осуществлении конкретных актов речи и являющиеся одним из важнейших компонентов индивидуального стиля.
Ф. с. можно подразделить на три типа, каждый из которых существует в двух противоположных вариантах.
I. Ф. с.протяжённости делятся на: 1) Ф. с. убавления — эллипс — результат выбора конструкции с меньшим количеством составных частей; могут отсутствовать начало, середина, конец фразы. "Ворон ворону [говорит] в ответ" (А. С, Пушкин). 2) Ф. с. добавления — результат выбора конструкции, в которой неоднократно используется одно и то же слово в одной и той же форме. Сюда относится прежде всего точный повтор ("Еду, еду — следу нету" — загадка). Может повторяться начало фразы — анафора или конец — эпифора, повтор может состоять также из конца предыдущей и начала последующей фразы — стык ("О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! " — А. А. Блок). В большинстве случаев повторы неточные: повтор слова в одном и том же значении, но в разных падежах — многопадежность, или полиптотон ("Человек человеку — Друг, товарищ и брат"); повторение одного и того же слова в разных значениях — "обыгрывание" многозначности, или дистинкция ("У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни" — сентенция); определение дублирует определяемое — тавтология ("тёмный мрак"); перечисление близких по значению элементов — ампфликация ("Во саду ли, в огороде..." — народная песня); вслед за каким-либо словом следует другое, противоположное по значению — антитеза ("Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог" — Г. Р. Державин).
II. Ф. с. связности делятся на: 1) Ф. с. разъединения — результат выбора конструкции со слабой связью составных частей. Сюда относятся: дистантное употребление слов, непосредственно связанных по значению ("Где взгляд людей обрывается куцый...", — В. В. Маяковский); парцелляция (реализация единой синтаксической конструкции более чем одной фразой: "Я жаловаться буду. Губернатору." — М. Горький); аттракция (устранение согласования: "Началась у них драка-бой великая" — фольклор); вводные элементы ("И тут появляется — кто бы вы думали? — она..."); перестановка частей высказывания ("Умрём и бросимся в бой" — Вергилий) и др. 2) Ф. с. объединения — результат выбора конструкции с тесной связью составных частей: градация, синтаксический параллелизм, отнесение слова одновременно к двум членам предложения ("И горный зверь, и птица... Глаголу вод его внимали" — М. Ю. Лермонтов), повторение союзов и др.
III. Ф. с. значимости делятся на: 1) Ф. с. уравнивания — результат выбора конструкции с относительно равноценными составными частями: прямой порядок слов; контактное употребление слов, непосредственно связанных по значению; равномерность распространения второстепенных членов; приблизительно одинаковая длина фраз и абзацев. 2) Ф. с. выделения — результат выбора конструкции с неравноценными составными частями: инверсия (слово занимает не вполне обычную и потому "сильную" для него позицию — либо в начале, либо в конце фразы: "И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил" — Пушкин), градация (особенно нарастающая; начала строф стихотворений Ф. И. Тютчева: "Восток белел... Восток алел... Восток пылал..."). Существуют Ф. с., усиливающие и выделяющие фразу в целом на фоне её окружающих: риторическое обращение (т. е. к неодушевлённому предмету: "А ты, вино, осенней стужи друг..." — Пушкин), риторический вопрос ("Знаете ли вы украинскую ночь?" — Н. В. Гоголь), риторическое восклицание ("Какой простор!"); значимость фразы резко повышается также в результате отождествления её с абзацем ("Море — смеялось" — Горький). Названные простые Ф. с. способны синтезироваться в целостном тексте, образуя сложные фигуры.
Использование в речи Ф. с. (как и тропов) — частный аспект проблемы мастерства писателя. Простое наличие или отсутствие Ф. с. вовсе не определяет стилистических достоинств текста. Углублённое изучение Ф. с. предполагает объединение усилий различных специалистов: в первую очередь лингвистов, литературоведов, психологов.