Типологические особенности культуры темных веков


М. Т. Дьячок

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ "ТЕМНЫХ ВЕКОВ"

(Наука. Университет. 2003. Материалы Четвертой научной конференции преподавателейи студентов. - Новосибирск, 2003. - С. 19-23)


Важное место в курсе истории культуры занимает культура античности и европейскогосредневековья. В практике преподавания этим двум периодам уделяется значительноевнимание, причем обычно в качестве наиболее типичных образцов античной культурыберется культура Афин периода их расцвета (6 - вв. до н.э.), эллинистическойГреции (конец 4 - 2 вв. до н.э.) или императорского Рима (1 в. до н.э. - 3 в.н.э.); в качестве же источника наиболее типичных примеров культуры средневековойобычно выступает культура Западной Европы (как правило, Франции, Италии, Англии,Германии) 11 - 15 вв. Такой подход, несомненно, имеет свои преимущества, таккак позволяет сосредоточить внимание студентов на некоторых узловых моментахв истории мировой культуры, однако при этом возникает опасность подменить представлениеоб античности или средневековье вообще представлениями об отдельных, достаточноважных, но в то же время не всеохватывающих периодах.
В этой связи представляет большой интерес культура т. н. "темных веков" вистории Европы - весьма значительного периода времени, который находится междуантичностью и классическим средневековьем. Пожалуй, именно к этому малоизученномупериоду больше всего подходит афоризм А. Я. Гуревича: "Средневековье - пасынокистории" [1].
Согласно школьным и некоторым вузовским учебникам, конец античности датируетсядовольно "конкретно" - это 23 августа 476 г., когда командующий отрядом германскихнаемников Одоакр лишил власти последнего римского императора - младенца РомулаАвгустула, и, присвоив себе титул короля (rex), отказался принять императорскийтитул, отослав полагающиеся регалии константинопольскому императору Зенону [2].Однако это не значит, что сразу же в истории Европы началось резкое падениекультурного уровня, ассоциирующееся обычно с ранним средневековьем. При дворахпервых германских правителей Италии по-прежнему существовал сенат, работалимногие выдающиеся писатели и философы (Кассиодор, Эннодий, Боэций и др.), сохранялисьнекоторые античные традиции. Скорее всего, исчезновение номинальной императорскойвласти осталось фактически незамеченным большинством населения Европы.
Если говорить о существенных изменениях в культурном климате Европы, то намноговажнее окажется период конца 4 - начала 5 вв. Именно в это время христианствоокончательно утверждается в Римской империи как официальная религия, и именнов это время жили и творили такие выдающиеся представители христианской культуры,как Иероним, Августин, Амвросий Медиоланский. Однако произошедшие измененияимели в своей основе глубокую античную традицию. Достаточно вспомнить, что досвоего достаточно позднего обращения в христианство Августин прославился какизвестный ритор, знаток Цицерона и манихейский ученый.
Однако уже к середине 6 в. культурный подъём, вызванный легализацией христианстваи запретом, а потом и гонениями как на традиционную греко-римскую религию, таки на иные культы (манихейство, гностические культы и т. п.) постепенно перешелв стадию спокойного эволюционного развития культуры. Христианство настойчивораспространялось во все более отдаленные уголки Европы, постепенно приобретаяхарактер мировой религии. Именно с переходом к этому этапу и связывают понятие"темных веков".
Учитывая сказанное, можно согласиться с мнением тех авторов, которые полагают,что "темные века" (как синоним новой культурно-исторической эпохи) начинаютсяне раньше середины 6 в. и продолжаются до 80-х гг. 8 в, когда в результате активнойдеятельности представителей т. н. "Каролингского возрождения" (первоначально- Петр Пизанский, Павел Диакон, затем - Алкуин, Эйхард, Валахфрид Страбон идр.) в Европе начинается новый этап развития культуры.
Культура "темных веков" обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать,если мы хотим сделать правильный вывод о развитии культуры в то время. Наиболееважны из этих особенностей следующие:
1. Главными центрами развития культуры в это время стали монастыри. Основнаямасса населения была сосредоточена в деревнях и небольших поселках и была почтипоголовно неграмотной. Даже многие представители правящих кругов не умели читатьи писать. В этих условиях единственным средством поддержания культурной традициистали монастыри, из которых важнейшими были Монте-Кассино в Италии, Санкт-Галленскиймонастырь на территории современной Швейцарии, Джарроу в северной Англии. Своимонастырские центры были в других странах. Однако и в монастырях грамотностьотнюдь не была всеобщим явлением. В каждом из них было по нескольку человек,способных писать и еще меньше людей, которые могли создавать новые произведения.Основную же массу монахов составляли люди или вовсе неграмотные, или полуграмотные
2. Единственным языком, на котором создавались произведения различных жанров,в то время стал латинский язык. Причем это была не та латынь, на которой писалиримские писатели "золотого" и "серебряного" веков. Многочисленные изменениянаблюдаются на всех уровнях языка, включая фонетику, лексику, грамматику и синтаксис.Если отдельные писатели (например английский автор Беда Достопочтенный) достаточнохорошо владеют латинским языком, то в текстах, созданных другими авторами, встречаютсямногочисленные отклонения от классических норм. Весьма характерен, например,фрагмент из "Хроники Фредегара" (7 в.): Non est possebelem, ut christiani etDei servi cum canebus amiciciam conlocare possint "Невозможно, чтобы христианеи рабы Божьи смогли завязать дружбу с собаками" [3].В этом небольшом предложении допущено пять ошибок, не говоря уже о стилистическихпогрешностях.
Изменения, происходящие с латинским языком в это время, не случайны: они говорято продолжавшемся процессе отхода живого произношения от литературной традициии о подспудном формировании новых литературных языков: французского, итальянского,испанского и других. Однако первые литературные памятники на этих языках появятсялишь после "темных веков" - начиная с конца 9 в.
3. Основной тематикой культурного творчества в это время становятся христианскиесюжеты. И если некоторые авторы (Григорий Турский, Исидор Севильский) не всегдаспециально акцентируют тематику своих произведений, то, например, труд БедыДостопочтенного по истории Англии так и называется: "Церковная история английскогонарода" (Historia ecclesiastica gentis Anglorum), а страницы, описывающие частныемоменты церковной жизни, порой занимают в нем больше места, чем описания важныхсобытий в английской политической истории. Аналогичная ситуация наблюдаетсяи в других областях культуры.
Однако такой религиозно ориентированный подход к творческой деятельность имели свои позитивные результаты. Так, несмотря на кажущуюся парадоксальность утверждения,именно в эпоху поздней античности и в "темные века" начала формироваться профессиональнаямузыкальная культура, что связано, прежде всего, с деятельностью миланскогоепископа Амвросия Медиоланского и его последователей, а позднее Венанция Фортуната.И опять же, основной тематикой их музыкальных произведений стали христианскиемотивы. Характерно, что многие из музыкальных сочинений того времени ("Te Deumlaudamus" Никета Ремизианского, гимны Амвросия Медиоландского, "Гимны кресту"Венанция Фортуната) до сих пор остаются в католическом культовом обиходе.
4. Характерной, хотя и не специфической особенностью культуры "темных веков"является ее практическая направленность. Любые памятники культуры создавалисьдля того, чтобы удовлетворять конкретные запросы: хроники (ведущий прозаическийжанр того времени) писались для того, чтобы увековечить деяния правителей илидеятелей церкви; стихи (фактически тексты песен) предназначались для исполненияв качестве церковных песнопений. Строго говоря, практическая ориентация любойкультуры была свойственна любому обществу вплоть до 19 в., однако в "темныевека" не допускалось даже небольших отступлений от этой нормы. Не в последнююочередь это было связано с ореолом сакральности, которым была окружена культурнаядеятельность, что объясняется как труднодоступностью для малообразованного человекамногих форм творчества, так и вновь, после нескольких веков письменной традиции,возрожденном представлении о том, что любое слово несет в себе магический смысл(ср. в этой связи отношение к устному и письменному творчеству у древних германцеви кельтов).
Если пытаться оперировать количественными критериями, то может создаться впечатление,что "темные века" дали мировой культуре очень мало нового и оригинального материала.Однако следует учесть тот факт, что по сравнению с предыдущими и последующимиэпохами 6 - 8 вв. были временем, достаточно спокойным для большинства европейскихстран. И хотя незначительные военные столкновения не затихали ни на год, какие-либомасштабные войны на территории Европы (за исключением завоеванной арабами Испании)в это время не велись. В таком случае специфика культуры "темных веков" могутбыть понята, прежде всего, как специфика периода осмысления и освоения новогоподхода к восприятию мира - подхода христианского в противоположность отжившейантичной парадигме мышления.

Примечания

1. Гуревич А.Я. Категории средневековойкультуры. - М. - 1984. - С. 16.

2. Грабарь-Пассек М.Е. От античностик средневековью (IV - VIII вв.) // Памятники средневековой латинской литературыIV - IX веков. - М., 1970. - С. 9.

3. Дьячок М.Т., Пиков Г.Г. Латинскаялитература IV - IX вв. - Новосибирск, 1998. - С. 91.