Поэт золотой середины. Жизнь и творчества Горация

 

В. С. Дуров

ПОЭТ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ. Жизнь и творчества Горация

(Гораций. Собрание сочинений. - Спб., 1993. - С. 5-20)


Выдающийся классик римской литературы  Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря65 г. до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии,римской колонии на границе Лукании и Апулии. Когда будущий поэт был еще ребенком,его отец оставил экономную и спокойную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобыдать там сыну хорошее образование. В столице он ради заработка исполнял должностьсборщика налогов на аукционах. С гордостью и сердечной признательностью говоритвсегда Гораций об этом человеке старого закала, целиком посвятившем себя воспитаниюсына. Он вспоминает о нем как о безукоризненном педагоге и прекрасном наставнике,готовившем мальчика к жизни честной и скромной.В Риме Гораций учился вместе с детьми всадников и сенаторов в школе Орбилия,учителя скорого на руку, который, не скупясь на затрещины, заставлял учениковчитать "Латинскую Одиссею" Ливия Андроника, автора III в. до н. э. Свое образование,как это было принято в знатных семьях, он завершил поездкой в Афины, где изучалгреческую литературу и в особенности философию. Он так хорошо знал греческий язык, который сегодня занимает востребованное место в источниках бюро переводов.В Афинах Гораций присоединился к Бруту, который осенью 44 года приехал в Грециювербовать среди молодежи сторонников для борьбы против Антония и Октавиана.Захваченный необычностью своей роли, Гораций становится сторонником дела республикии в звании военного трибуна, которое, должно быть, очень льстило сыну бывшегораба, командовал легионом. Но поражение при Филиппах в 42 году быстро отрезвилоего, к тому же его натуре были чужды войны и политические раздоры, в которыеон был вовлечен своей неопытностью и красноречием убийцы Цезаря. ВпоследствииГораций с горечью упоминал об утрате своих недолговечных иллюзий и несчастнойавантюре, едва не погубившей его.В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41 года и после амнистии, объявленнойв 40 году сторонникам Брута, приезжает в Рим. Отца уже не было в живых, егоимущество было конфисковано. Чтобы иметь средства для существования в большомгороде, Гораций вступает в коллегию квесторских писцов. Видимо, к этому времениотносятся его первые поэтические опыты на латинском языке.В это время Гораций сближается с поэтами Вергилием и Барием, которые становятсяего лучшими друзьями. В 38 году они представили двадцатисемилетнего Горацияблизкому другу и соратнику Октавиана, крепко державшего в своих руках властьв Риме, - Гаю Цильнию Меценату. В годы гражданских войн Меценат находился рядомс Октавианом, был посредником его кратковременных перемирий с Антонием в Брундизиив 40 году и в Таренте в 37 году. После окончательной победы Октавиана Меценат,не принимая официальных должностей, оставался его советником по вопросам идеологиии культуры. Прозорливый проводник культурной политики Октавиана Августа, онсодействовал развитию литературы, которая способствовала бы воспитанию широкихнародных масс в духе идеологии принципата. Меценат собрал около Августа лучшихпоэтов того времени; он был не только их покровителем, но и вдохновителем. Обладаяредкой способностью обнаруживать в других людях дарование, Меценат предвидел,в каком направлении будет развиваться тот или иной талант, и тактично помогалего становлению. Фигура Мецената является как бы символом всей римской культурыэтой эпохи, и не случайно такое явление как покровительство наукам и искусствам,возникшее еще при Птолемеях в Александрии, вошло в историю под названием "меценатство".Гораций имел все основания гордиться тем, что он снискал расположение и благосклонностьМецената, который, хотя и был человеком знатного происхождения, не побрезгалсыном вольноотпущенника, отличая людей не по знатности, а по благородству ихчувств и мыслей. Меценату посвящает Гораций свой первый поэтический труд, книгу"Сатир", опубликованную между 35 и 33 годами. В 33 году поэт получает от Меценатавознаграждение в виде небольшого поместья в Сабинских горах, которое обеспечилоему достаток до конца жизни. Однако Гораций никогда не злоупотреблял дружбойМецената и не пользовался его расположением в ущерб другим людям (cм. бюро переводов). Сердечнаядружба и признательность поэта никогда не ставили его в зависимое положениеот Мецената. Очень скромный, он был далек от того, чтобы требовать от своегомогущественного покровителя еще больших щедрот. Он даже не воспользовался этойдружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользуветеранов после сражения при Филиппах. Далекий от каких-либо честолюбивых устремлений,Гораций не скрывает, что бесконечным заботам и хлопотам городской жизни он предпочитаеттихую спокойную жизнь в деревне, которая символизирует для него свободу. Болеетого, поэт обращается к своему покровителю как к ровне, что Меценату, свободномуот предрассудков и условностей, явно импонировало.Меценат ввел Горация в круг приближенных Августа. Попав в окружение принцепса,поэт сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всемпроявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимыхАвгустом, Гораций отнесся с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровняпридворного льстеца. Им двигало не столько внутреннее согласие с идеологиейпринципата, сколько чувство искренней благодарности за долгожданный мир, восстановленныйАвгустом в Италии, целое столетие сотрясаемой гражданскими междоусобицами.Как свидетельствует Светоний, Октавиан Август предложил Горацию должностьсвоего личного секретаря. Однако это заманчивое предложение, сулившее поэтумножество выгод, было им тактично отвергнуто. По всей видимости, он опасался,что, приняв предложение принцепса, навсегда лишится своей независимости, которойон чрезвычайно дорожил. Как бы то ни было, этот отказ вызвал у Августа недовериек Горацию.Что касается дружбы Горация с Меценатом, то она продолжалась до самой смертипоследнего. Меценат умер в сентябре 8 г. до н. э., а 27 ноября того же годаумирает, ненамного пережив своего друга и покровителя, Гораций. Так исполнилосьпредсказание поэта, что он умрет вскоре после смерти Мецената.Как мы видим, жизнь Горация не изобилует значительными событиями; тем не менее,она не теряет для нас своей привлекательности. Ведь ни один античный автор нерассказал о себе так искренне и доверительно, как это сделал в своих стихахГораций, открывший самые сокровенные глубины своей души и показавший самые разныестороны своей повседневной жизни, причем с такой естественностью, добродушиеми чистосердечием, что читатель невольно начинает ощущать себя как бы довереннымлицом поэта.После выхода в свет первой книги "Сатир" Гораций опубликовал "Эподы", сборникиз 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название "Эподы"было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткийстих следует за длинным, сам Гораций назвал эти стихотворения "ямбами". Образцомдля них послужили ямбы греческого поэта Архилоха, жившего в первой половинеVII в. до н. э. Весьма примечательно, что Гораций с самого начала своего творческогопути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев,как того требовала литературная мода. Разумеется, Гораций был далек от того,чтобы сохранить в своих стихах ту неистовую силу поругания, которая в инвективахгреческого поэта прорывается повсюду. Тем не менее, многие стихотворения этогосборника носят характер резких нападок и обличений и направлены против различныхявлений общественной жизни, в них содержится не только насмешка, но также браньи даже непристойности.Наиболее резкий тон имеют эподы 8 и 12, направленные против пожилой распутницы.Эпод 3 представляет собой шуточную инвективу против чеснока, который поэт съелв каком-то блюде на обеде у Мецената. В эподах Гораций обрушивается на колдуньюКанидию, самонадеянных виршеплетов и выскочек, но звучат в них и другие интонации.Так,в эподе I Гораций выражает желание повсюду сопровождать Мецената, который собираетсяприсоединиться к Октавиану, чтобы вместе с ним принять участие в войне противМарка Антония, завершившейся сражением при Акции (31 г. до н. э.). Прославлениюэтого победоносного для Октавиана сражения посвящен эпод 9, который был задуман,а может быть, и написан, непосредственно перед решающим столкновением. В двухдругих стихотворениях Гораций осуждает братоубийственные войны. Содержаниемтрех эподов является любовь. В эподе 2 звучит панегирик деревне и деревенскойжизни, но лишь в последних стихах открывается, что его произносит не сам Гораций,а ростовщик Альфий, целиком погрязший в своих темных махинациях. Не исключено,что острие этого стихотворения Гораций обращает против себя самого, ведь емуне удается жить согласно собственным желаниям. Один из лучших эподов - 13; внем содержится призыв прогонять печальные мысли вином и пением, призыв, которыйбудет часто звучать в горацианской лирике.Характерное для всех эподов желание поэта поразить и потрясти - это результатособого состояния, переживаемого Горацием, вернувшимся в Рим после пораженияпри Филиппах и с ужасом взирающим на римское общество, устремившееся в хаосгражданской войны. Кажется, что в "Эподах" Гораций дал выход накопившемуся отчаяниюи порожденному им сарказму, излив рвущееся из его сердца негодование в стихах,по своему духу нередко более сатирических (в общепринятом смысле слова), чемте, что составляют "Сатиры", вторая книга которых вышла в 30 году.В "Сатирах" нет исступленности, присущей "Эподам", но нет в них и разнообразиясодержания и богатства интонаций, характерных для "Эподов", значительно сокращаетсякруг трактуемых тем, например, полностью отсутствуют темы актуальной политики.Сатирам Гораций стремится придать более цельный характер, чем у его предшественниковЭнния, Луцилия и других поэтов, причем не только в стихотворном метре, навсегдазакрепив за ним дактилический гекзаметр, но также и в содержании. Это не вызываетудивления, ведь сатира, возникая как нечто составное, как некая смесь, уже уЛуцилия (180-102 гг. до н.э.) обретает тенденцию к уменьшению своего разнообразия.Так, в более поздних книгах Луцилия исчезает метрическая пестрота его раннихсатир.На первый взгляд кажется странным, что Гораций, человек низкого происхождения,к тому же с "подмоченной" репутацией, вернувшись после амнистии в Рим и столкнувшисьтам с нуждой, из многих литературных жанров предпочел именно сатиру, наименееподходящую для человека в его положении. Ведь он прекрасно сознавал, что сколькобы он ни модифицировал сатиру, полностью вытравить из нее элемент критики иполемики невозможно, в противном случае жанру грозило бы полное перерождение.Гораций в сатирах не бичует пороки своих современников, а всего лишь их высмеивает;он не ненавидит, но поучает. Изменять поведение людей или наказывать их не входитв задачу Горация-сатирика. Он вскрывает пороки и заблуждения не затем, чтобыкак-то унизить их носителей; это нужно ему для того, чтобы показать как не следуетжить. Его цель - узнать и изобразить жизнь и людей такими, каковы они есть вдействительности.Отказавшись от тем актуальной политики и острых насмешек над высокопоставленнымиличностями, Гораций смягчает резкость Луцилиевой критики, придавая своим насмешками поучениям общезначимый характер. "Басня рассказывает о тебе, изменено толькоимя", - заявляет он. Эта установка Горация-сатирика, видимо, совпадала со стремлениямиОктавиана укрепить нравственные устои государства, а значит, и свой авторитети свои позиции в Риме путем возврата к "добрым нравам" предков. Пропаганда вэтом направлении активно велась с ведома и под контролем самого Октавиана напротяжении всего того смутного десятилетия зарождающейся империи, когда Горацийписал свои сатиры. Стало быть, позиция Горация, считающего, что примеры чужихпороков удерживают людей от ошибок, отвечала мыслям и личным склонностям Октавиана,полагавшего, что сильная императорская власть необходима, помимо прочего, дляобуздания порочных представителей римского общества. Таким образом, Горацийсвоими сатирами способствовал делу укрепления единоличной власти Октавиана,что не ускользнуло от проницательного взора Мецената, который после довольно-такипродолжительных - девятимесячных - раздумий приблизил к себе поэта.Сам Гораций считает сатиру не вполне поэзией, а, скорее, обычной речью, толькозаключенной в определенный размер. Сатира, как и комедия, говорит Гораций, незаслуживает названия поэмы. Лишенная стихотворного размера, она ничем не будетотличаться от обыкновенной прозаической декламации. Современная Горацию критикапомещала сатиру - как плод рефлексии и, следовательно, непоэзию - среди низкихжанров литературы. В сатире нет вымышленного содержания, она насквозь земнаяи реалистическая - все это не соответствовало античному представлению о поэзии.Объектом ее изображения является проза жизни.Персонажи, которые населяют "Сатиры", - это люди, с которыми Гораций сталкиваетсяежедневно: скряга, нахал, болтун, честолюбец, простой здравомыслящий человек,жалкий философ со своей прямолинейностью и парадоксальными тезисами, сладострастник,охотник за наследством, разбогатевший выскочка, желающий отличиться перед гостями.Доминирующей всюду остается автобиографическая нота. Поэт ничего о себе нескрывает. Он даже рабу позволяет прочитать себе наставление, из которого обнаруживаетсянекоторая непоследовательность и даже нетерпимость Горация. Тем не менее, этовсегда уравновешенный дух, который довольствуется малым и стремится к уединеннойжизни. Ему чужды провинциальная суетность и тщеславие тех, кто кичится своимбогатством или благородным происхождением. Поэт доволен своей скромной жизньюи не стыдится того, что он сын вольноотпущенника. Он пишет стихи не ради одобренияпублики. В них, внимательно всматриваясь в окружающую его жизнь, он неустанноэкзаменует свою совесть. В сатирах Гораций изображает самого себя в разных жизненныхобстоятельствах, рассказывает о своих привычках, желаниях, вкусах, литературныхвзглядах.Самым существенным новшеством, внесенным Горацием в его сатиры, является то,что их автор, рассуждая о вопросах морали, изучая и показывая реальную жизньи людей, всячески использует насмешку и шутку. Отмечая людские слабости и недостатки,он не брызжет яростью, но обо всем он говорит с веселой серьезностью, как человекдоброжелательный. Его художественный принцип, заявленный в начальной сатире,- "смеясь говорить правду", то есть через смех приводить к знанию. Чтобы сделатьсвоего читателя более восприимчивым к критике, Гораций нередко задумывает сатирукак дружеский разговор между читателем и собой. Щадя его чувства, он воздерживаетсяот прямых форм порицаний и приглашает к совместному обозрению недостатков иразмышлению о природе людей, оставляя за каждом право делать собственные выводы.Все же в 1-й книге "Сатир" Горация еще встречаются некоторые резкости и персональныенасмешки в духе Луцилия. В эти годы Гораций находился в состоянии антагонизмас окружающим его миром. Однако затем общественное положение поэта постепенностабилизируется, он приобретает известность в литературных кругах. Сблизившисьс Меценатом и его окружением, он обзаводится сильными покровителями и, наконец,получив от Мецената имение, поправляет свои материальные дела.В сатирах 2-й книги Гораций занят поиском гармонии между обществом и личностью.Это нашло отражение в форме и тоне новых сатир, в которых теперь уже решительнопреобладает диалог. Не случайно Гораций, отказавшись от персональной инвективыпо образцу Луцилия, опубликовал свои сатиры под названием "Беседы". Значительнобольшее место уделяется в них общим положениям стоико-кинической популярнойфилософии, исчезает пресональная направленность, еще имевшая место в 1-й книге,резко сокращается число имен собственных: поэт предпочитает не задевать личности.По сравнению с сатирами 1-й книги общий тон - более сдержанный, а стиль болееискусный и зрелый. Личность автора также отходит на второй план. Если в сатирах1-й книги, исключая 8-ю, все, что сказано, говорится от лица самого Горация,то теперь поэт чаще выступает в роли слушателя, внимающего речам других, и лишьподдерживает разговор, позволяя собеседнику наставлять и поучать себя.Когда Гораций писал 2-ю книгу "Сатир", он был старше на восемь лет, приобрелжизненный опыт, сложился как личность и поэт. Горация чаще интересуют не конкретныеносители порока, а его обобщенный образ, не личности, а типы. Тема самовоспитаниястановится теперь едва ли не самой главной в его поэзии. Более чем когда-либодалекий от мысли исправлять нравы общества, он занят преимущественно вопросамисамосовершенствования, и жанр сатиры представляет ему широкие возможности длясамовыражения.Взяв за образец сатиру Луцилия, Гораций развил и углубил ее художественнуюформу, придав ей единый и законченный вид, чему немало способствовало обращениек философии прежде всего киников, с их неукротимым стремлением достичь высочайшегоиз благ - духовной свободы. Включение в сатиру философской беседы сообщило римскомужанру универсальный характер. Через выявление типического описание жизни и людейприобретает в сатирах Горация обобщающий и всеобъемлющий смысл.Однако Гораций никогда не был связан каким-то одним философским учением. Онполагается прежде всего на здравый смысл, далекий от всяких абстрактных парадоксови лежащий в основе любой мудрости. Оттого что Гораций не является философом,он не блуждает в умозрительном мире отвлеченных построений. Он не следует ниодной из философских школ, беря от каждой то, что наиболее созвучно его образумыслей. Философия никогда не была для него самоцелью, она служила лишь средствомдля изложения его личного опыта и понимания окружающего его мира и человекав нем. В молодые годы Горацию была ближе философия Эпикура, в зрелые он большесклоняется к стоицизму. Впрочем, когда ему нужно, Гораций выставляет обе школыв смешном виде, потому что, обладая врожденным чувством меры и равновесия, питаетотвращение ко всем крайностям и заблуждениям. С годами он преодолевает влияниевсех философских чений в своей этике здравого смысла. Он признает лишь однушколу - жизнь, к которой его подготовил отец, не изучавший философию, а следовавшийголосу своей совести и старавшийся передать сыну свою житейскую мудрость.Позиция Горация-сатирика - преимущественно созерцательно-философская. Он рассматриваетнесовершенство жизни и человеческие слабости как нечто такое, с чем приходитсямириться и что заслуживает снисхождения. Поэт склонен смягчать отрицательныестороны жизни, отводя им соответствующее место в действительности, ведь многиеявления можно рассматривать как относительно дурные или относительно добрые,все зависит от угла зрения.Мировоззренческая позиция Горация обусловила его выбор выразительных средстви приемов комического. Поэт отказывается от гиперболизации явлений по образцуЛуцилия и старается представить мир в его истинных красках и пропорциях. В ненавязчивойформе шутливой беседы он указывает путь праведной жизни. При этом глубже и тоньшесвоих предшественников Гораций оценивает возможности смешного и немало совершенствуеттехнику его передачи, подняв ее на высокий профессиональный и интеллектуальныйуровень. Комическое в его сатирах выполняет, наряду с воспитательной, развлекательнуюи терапевтическую функции, доставляя людям радостные эмоции и украшая их жизнь,как, впрочем, и сама поэзия, которая есть освобождение от долгих трудов. Горациюхорошо известно, какую благотворную роль может сыграть общество остроумногособеседника, взирающего на жизнь с улыбкой. Заслуга Горация-сатирика в том,что он первый в римской литерятуре сознательно связал жанр сатиры с теориейсмешного.Взявшись за жанр сатиры, Гораций учитывал не только литературные вкусы современногоему римского общества, но также и его духовные проблемы и интересы, он сделалсатиру жанром, целиком созвучным эстетическим запросам своего времени.Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первыйсборник которых, объединивший книги 1-3, был издан в 23 году. Лирические стихотворениявышли под названием "Песни" ("Carmina"), но еще в античности их стали называтьодами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческийтермин "ода" не был связан непременно с торжественным пафосом и употреблялсяв значении "песня", являясь эквивалентом латинского слова carmen.1-я книга "Од" открывается обращением к Меценату, которому посвящен весь сборник,завершающийся знаменитым стихотворением, в котором Гораций предсказывает своелитературное бессмертие.В одах для Горация основополагающее значение имели древнегреческие лирикиАрхилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар. Здесь Гораций как бы полемизируетс римскими поэтами-неотериками, которые ориентировались на образцы преимущественноэллинистической поэзии. Он отказывается от излюбленных у неотериков тем и формлирики, например, от эпиллия, и разрабатывает новые для них темы - нравоучительные,гражданские, религиозные. Но это вовсе не означает, что Горацию была чужда поэзияалександрийцев. Как поэт он сложился в духовной среде, преданной идеалам александрийскойкультуры, влияние которой не могло не проявляться в его творчестве, прежде всегов требовательном отношении к стилю, метрике, в стремлении к содержательностии формальному совершенству. Однако александрийские модели настолько ассимилированыв поэзии Горация, что распознать их в одах сейчас почти невозможно. Горацийне столько подражал грекам, сколько соревновался с ними, обогащая греческиеобразцы чертами исключительно римскими.Особенно заметно в одах стремление поэта к высокому стилю, который почти всюдуотсутствует в эподах и от которого он сознательно отказывается в сатирах. Отпредшествующей поэзии Горация "Оды" отличаются не столько содержанием, сколькообщим тоном и художественной направленностью. Впрочем, в одах, как некогда всатирах, поэта вдохновляет жизнь. Как прежде, он всюду сдержан, сохраняет присущееему чувство соразмерности и уравновешенности, испытывает отвращение ко всемучрезмерному и беспорядочному, в чем бы оно ни проявлялось. Он заявляет о том,что ему вполне достаточно скромного сабинского имения и чаши цекубского вина,выпитого у очага в зимний вечер. Ему по-прежнему ненавистны богачи и честолюбцы,одержимые пустыми заботами вместо того, чтобы, не задумываясь о грядущем, наслаждатьсярадостями ускользающего дня. В любовной лирике Горация нет лихорадочной страсти,он ограничивается излияниями нежности и озорными шутками. Природа в одах изображаетсявсегда идиллически: шумят водопады, сверкают, изливаясь, родники, в цветущихлугах резвятся козлята, веют весенние ветры.И в одах, и в сатирах Гораций передает {правда, разными способами и с разнымрезультатом) различные состояния своей души, достигая при этом исключительнойконкретности художественных образов, всегда сочетающейся у него с требованиемсодержательности и ясности. Так же, как в "Сатирах", наиболее близкими его духуостаются автобиографические темы; на них лежит печать горациевской человечности,которая в совокупности с совершенным владением поэтическим мастерством являетсясекретом его поэзии. При чтении стихов Горация складывается впечатление, чтопоэту все известно, что все им выстрадано, преодолено и достигнуто. Выдаваясебя за человека обыкновенного, в чем-то даже заурядного, он устанавливает междусобой и читателем отношения исключительной доверительности. Но это впечатлениеобманчивое, Гораций знает себе цену и обращается исключительно к знатокам литературы,утонченным ценителям греческой и латинской поэзии, входившим в окружение Мецената.Уже в 1 -и книге од появляется тема, популярная в античной поэзии: "лови день,меньше всего веря грядущему", - советует Гораций, призывая не гнаться любойценой за наслаждениями, а довольствоваться малым, что полностью согласуетсяс его жизненными принципами (1, 14). Призыв "лови день" (carpe diem) у Горациясочетается с требованием держаться в жизни "золотой середины" (aurea mediocritas),которое развертывается в оде 2, 10. К идее "золотой середины" Горация привелоубеждение в непрочности всего существующего. Проповедь умеренности и воздержания,звучащая в стихотворениях Горация, - основополагающий элемент так называемой"горацианской мудрости", чрезвычайно популярной в новое время. Источник счастья- в золотой середине. Это убеждение, как и вся жизненная философия Горация,глубоко им выстрадано, и отказ от всего лишнего трактуется как достояние мудрости.Когда поэт призывает пользоваться радостями жизни, то это продиктовано не страхомсмерти, а спокойным приятием ее неизбежности, в чем можно было бы видеть эпикурейскоеотношение к жизни, если бы в этом не ощущалась внутренняя потребность самогоГорация, может быть, даже его личное духовное завоевание.если бы в этом не ощущалась внутренняя потребность самого Горация, может быть,даже его личное духовное завоевание. Непримиримый враг всякого догматизма, Горацийв своей поэзии использует чью-то идею или удачный образ лишь в том случае, еслиони находят соответствующий отклик в его душе и отвечают его собственным мыслям.Эпикурейство в его лирических стихотворениях служит созданию главны образомстилистического колорита и ограничивается, к правило, несколькими банальнымиафоризмами.В "Одах" Гораций нередко обращается к темам актуальной политики, полностьюотсутствующим в "Сатирах". Однако социально-политические проблемы наименее близкидуху поэта, поэтому в стихотворениях, посвященных злободневным событиям современности,его голос звучит неестественно. Всякий раз, когда Гораций ищет вдохновения вполитике и воспевает современную ему действительность, он впадает в манерность.За изящной формой, искусным плетением слов и вычурной эрудицией скрываются избитыемотивы и трафаретные образы александрийской поэзии. Правда, великое прошлоеРима и воинская доблесть предков вызывают в нем живой отклик, и тем не менеетемы национальной славы не являются глубоко созвучными его духу.В гражданской лирике Горация можно выделить два этапа. Сначала он создаетболее или менее прочувствованные стихотворения, в которых звучит тревога поэтаза судьбу Рима, оказавшегося в сложной политической ситуации незадолго до решающейбитвы с Антонием. В это время Гораций пишет оду 1, 14, в которой изображаетРимское государство в аллегорическом образе корабля, попавшего в бурю. В 27году Октавиан принял почетное прозвище "Август" ("священный, величественный")и стал единовластным правителем империи. Гораций проникается грандиозностьюрелигиозно-реформаторской деятельности принцспса, направленной на восстановлениев Италии гражданского мира и возрождение былого величия Рима. И все же его присоединениек политике Августа, хотя и искреннее, было неполным. В написанных в это времяодах на политические и социальные темы заметна некоторая сдержанность Горация,которую он пытается компенсировать богатством стилистических средств.Отношение Горация к идеологической программе Августа наиболее полно выраженов цикле его "Римских од" (3, 1-6), связанных общей темой и единым стихотворнымразмером. В них звучит мысль, что грехи отцов, совершенные ими во время гражданскихвойн и как проклятие тяготеющие над их детьми, будут искуплены лишь с возвращениемримлян к старинной простоте нравов и древнему почитанию богов (3, 6). В "Римскиходах" нашло отражение состояние духовного брожения, в котором находилось римскоеобщество, вступившее в решающую стадию эллинизации, придавшей культуре империиотчетливо выраженный греко-римский характер.Между 23 и 20 годами Гораций пишет 1-ю книгу "Посланий", в которую вошло двадцатьстихотворений. По форме, содержанию, художественным приемам и разнообразию темони сближаются с "Сатирами", с которых началась его поэтическая карьера. Горацийсам указал на связь посланий с сатирами, назвав их, как раньше сатиры, "беседами"(sermones). В них, как до этого в сатирах, Гораций использует дактилическийгекзаметр. В "Посланиях" наиболее выпукло очерчена фигура Горация и наиболееполно изложена история его духовных исканий. Первое послание обращено к Меценату,в заключительном послании поэт прощается со своей книжкой.Некоторые из стихотворений очень короткие, например, 4-е послание, в которомГораций обращается к поэту Тибуллу, уговаривая его отбросить печаль, ведь онмолод, красив и богат. В 7-ом послании, адресованном Меценату, поэт вежливо,но твердо отстаивает свое право на независимость и восхваляет уединенную жизньв деревне, далекую от честолюбивых устремлений жителей столицы. В прелестном11-ом послании к другу Буллатию, любителю путешествий, обнаруживается чувствоусталости поэта, у которого осталось единственное желание - забытым всеми житьтихо и мирно в какой-нибудь деревенской глуши.Темы 1-й книги "Посланий" разнообразны и более или менее те же, что в "Сатирах",но их трактовка имеет более субъективный характер. Мотивы рефлексии и самоанализазанимают в творчестве Горация по-прежнему заметное место, но теперь в большейстепени преобладает рациональный элемент. В сатирах Гораций как бы растворялсяв событиях будничной жизни. В посланиях он больше замыкается в самом себе, сосредоточенноразмышляя о собственных огорчениях и демонстративно обособляясь от толпы, алчущейодних лишь материальных благ.Если в сатирах Гораций предостерегал от неправильной жизни и с этой цельюприводил многочисленные примеры порока, что является вполне естественным длясатирического жанра, то в посланиях он учит тому, как следует жить, и демонстрируетэто на примерах правильной жизни, как он ее сам себе представляет. Как правило,Гораций приводит в пример свою собственную жизнь, отсюда и более субъективныйхарактер посланий в сравнении их с сатирами.Каждое послание адресовано конкретному лицу; Гораций уже не исповедуется анонимномучитателю, как в сатирах. Но это нечто большее, чем литературная условность:ничто теперь не напоминает беседы молодого Горация, искрящиеся смехом и весельем.В "Посланиях" нет ничего и от тех бесед, которые можно было услышать в римскомобществе, на пирах, в банях, на Марсовом поле или Священной дороге. Это скореепоиск убежища в душе доверенного человека. Тон и стиль "Посланий" гораздо сдержаннее,чем в "Сатирах". Беседы стареющего поэта уже не сопровождаются взрывами смеха,калейдоскопом острот и шуток, как это было в сатирах.Гораций чувствует, что с приходом старости он должен отказаться от любовныхутех, пиршественных забав, а вместе с ними и от поэтического творчества. Радостноевосприятие жизни, характерное для сатир и од первого сборника, в посланиях исчезает.Улыбка, то добродушная, то снисходительная, то ироническая, некогда оживлявшаястихи Горация, омрачается теперь тенью скептицизма. Радость сменяется печальючеловека, разуверившегося в своих мечтах о счастье. Все чаще в его стихах звучитмысль о своевременности ухода из поэзии и необходимости расстаться с жизнью.В 17 году в связи с проведением "вековых игр" - всенародного празднества,отмечаемого римлянами каждые сто лет, Гораций по поручению Августа написал торжественный"Юбилейный гимн", который был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором,состоящим из 27 юношей и 27 девушек. Поручение Августа свидетельствовало о государственномпризнании заслуг Горация как поэта.Вскоре Август обратился к Горацию с новым поручением написать стихотворения,прославляющие воинскую доблесть его пасынков Тиберия и Друза. Так, в 13 годупоявилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанныхв дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара.Между 19 и 13 годами Гораций создает три стихотворных письма, составившие2-ю книгу "Посланий", опубликованную, по всей видимости, посмертно. Все трипослания посвящены вопросам литературы. Первое - обращено к Августу, второе- к Юлию Флору; в нем поэт прощается с поэзией ради более серьезных занятий.Своим посланием к Августу Гораций включается в литературную полемику между поклонникамиархаической литературы и почитателями современной поэзии, которые эпическойнапыщенности и примитивной форме старых поэтов противопоставляли поэзию субъективныхчувств и отточенную поэтическую технику. В нем звучит предостережение Августу,который намеревался возродить древний театр как искуство народных масс и использоватьего в целях политической пропаганды. Гораций полагает, что принцепсу не следуетугождать грубым вкусам и прихотям необразованной публики.Свои взгляды на поэзию Гораций наиболее полно излагает в послании к Пизонам,известном под названием "Наука поэзии" или "Поэтическое искусство". Если в посланиик Августу Гораций считает театральное искусство пройденным этапом, а драму превзойденнойдругими родами литературы, то в послании к Пизонам серьезной драме он отводитпочетное место рядом с эпосом. В этом нет противоречия или уступки Августу.Просто в одном случае Гораций рассматривает вопросы современной поэтическойпрактики, в другом - вопросы литературной теории. Драма, за которую ратует он,не имеет ничего общего с массовым искусством, но удовлетворяет вкусам просвещенногозрителя.В вопросах поэтики Гораций разделяет аристотелевский принцип уместности имеры, который заключается в согласованности всех частей художественного произведения,соответствия формы и содержания, содержания и творческих возможностей поэта.Рассуждая о классической трагедии, Гораций ставит во главу угла закон соразмерностии внутренней гармонии. Так, в драматическом произведении каждый персонаж долженизъясняться языком, соответствующим его характеру, возрасту, положению, занятию.Одно из важнейших требований Горация к художественному произведению - краткостьв сочетании с ясностью изложения. Римский поэт рекомендует постоянно обращатьсяк греческим образцам, учиться мастерству у греческих писателей, но и в этомсоблюдать разумную меру, чтобы не впасть в раболепное подражательство.Во времена Горация чрезвычайно остро стоял вопрос о цели поэзии. Должна липоэзия приносить пользу и воспитывать читателя или только доставлять ему удовольствиеи эстетическое наслаждение? Гораций приходит к заключению, что совершенствозаключается в соединении полезного с приятным, наставления с развлечением. Длядостижения этого поэт должен быть мудрецом, то есть обладать богатым жизненнымопытом, здравым умом и душевным равновесием. Гораций вступает здесь в полемикус теми, кто разделял мистическое учение о поэзии как о "божественном исступлении".Рассуждая о соотношении таланта (ingenium) и искусства (ars), Гораций считает,что одного природного дарования недостаточно, его надо дополнить изучением.Художественное мастерство поэта выражается в тщательной обработке и совершеннойформе произведения, которое следует скрывать девять лет, прежде чем оно будетопубликовано. Лично Гораций отдает предпочтение художественному мастерству,отличающему новых поэтов от архаических, которые свои стихи словно высекалитопором.Выдающийся памятник античной классической эстетики "Наука поэзии", обобщившаяраздумья автора о путях развития поэзии и весь его поэтический опыт, принеслаГорацию заслуженную славу теоретика римского классицизма.Как мы видим, существует внутреннее единство между Горацием-человеком и Горацием-поэтом.Человек и поэт нерасторжимы, они слиты воедино в той гармонии, которая достигаетсявнутренним чувством равновесия и меры и является, согласно Горацию, сущностьюпоэзии.Гораций очень скоро сделался школьным автором. Его произведения много читали,изучали, комментировали. Ему подражали римские сатирики Персии и Ювенал. В Средниевека в нем ценили поэта-моралиста, автора "Сатир" и "Посланий". В эпоху Возрожденияпредпочтение отдавали Горацию-лирику. Его поэзия вдохновляла Петрарку и Ариосто.Взгляды Горация на поэзию нашли отражение в "Поэтическом искусстве" Буало. Особенночасто обращались к Горацию русские поэты. Горацианские мотивы встречаются уКантемира, Ломоносова, Державина, Пушкина, Дельвига, Тютчева, А. Майкова и