Знаки препинания при диалоге
Знаки препинания при диалоге
Знаки препинания при диалоге ставятся в зависимости от того, как он подаётся на письме — в строку или с новой строки.
I. При передаче диалога в строку каждая реплика заключается в кавычки и отделяется от другой тире (но при одном очень важном условии: при отсутствии слов автора между репликами), например: «Иван Игнатьич, — сказал он, — одобряет нашу мировую». — «А с кем это, мой батюшка, ты ссорился?» — «Мы было поспорили довольно крупно с Петром Андреичем». — «За что так?» — «За сущую безделицу: за песенку, Василиса Егоровна». — «Нашли за что ссориться!..» (А. Пушкин).
Тире между репликами может не ставиться, если после одной из реплик или перед следующей идут слова автора. Например: «Дайте нарзану», — попросил Берлиоз. «Нарзану нету», — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась. «Пиво есть?» — сиплым голосом осведомился Бездомный. «Пиво привезут к вечеру», — ответила женщина. «А что есть?» — спросил Берлиоз. «Абрикосовая, только тёплая», — сказала женщина. «Ну, давайте, давайте, давайте!..» (М. Булгаков).
Здесь реплики следуют одна за другой, но тире между ними не ставится, так как нет стыка кавычек: каждая из реплик имеет слова автора.
П. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после неё — необходимый знак препинания. Например: Я сажусь на скамью.
— Что это вы пели?
— Песню.
— Какую?
— Да, так, песня. Деревенская.
— А вы расскажите мне её.
— Зачем вам?
— Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расскажите, а я запишу (С. Чёрный).
Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например:
Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:
-— А кто?
— Это, господа, судыръ мой, не кто другой, как капитан Копейкин! (Н. Гоголь)
Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:
— Куда же пристать?
— Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.
— Так пристанем к ближайшей! — сказал кто-то.
— Отчего же к ближайшей? — возразил другой. — Уж заберёмся подальше.
— И здесь хорошо (И. Гончаров).