Л.Н. СОЛОВЬЕВА Древние германцы и их языки


Л.Н. Соловьева

ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И ИХ ЯЗЫКИ

(Введение в германскую филологию. - М., 1980. - С. 7-27)


Глава I. История древних германцев

Первые сведения о германцах. Заселение севера Европы индоевропейскимиплеменами происходило приблизительно за 3000-2500 лет до н.э., как об этом позволяютсудить данные археологии. До этого побережья Северного и Балтийского морей былизаселена племенами, по-видимому, иной этнической группы. От смешения с нимииндревропейских пришельцев и произошли племена, давшие начало германцам. Ихязык, обособившийся от других индоевропейских языков, явился германским языком-основой,из которого в процессе последующего дробления возникли новые племенные языкигерманцев.
О доисторическом периоде существования германских племен можно судить лишьпо данным археологии и этнографии, а также по некоторым заимствованиям в языкахтех племен, которые в древности кочевали по соседству с ними - финнов, лапландцев.
Германцы обитали на севере центральной Европы между Эльбой и Одером и на югеСкандинавии, включая и полуостров Ютландию. Данные археологии позволяют предполагать,что эти территории были заселены германскими племенами с начала неолита, тоесть с третьего тысячелетия до н.э.
Первые сведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римскихавторов. Самое раннее упоминание о них было сделано купцом Пифеем из Массилии(Марсель), жившим во второй половине 4 в. до н.э. Пифей путешествовал моремвдоль западного побережья Европы, затем по южному побережью Северного моря.Он упоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми ему пришлось встречатьсяво время его плавания. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовалисьболее поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в.до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.). Они приводятизвлечения из сочинений Пифея, а также упоминают о набегах германских племенна эллинистические государства юго-восточной Европы и на южную Галлию и севернуюИталию в конце 2 в. до н.э.
С первых веков новой эры сведения о германцах становятся несколько более подробными.Греческий историк Страбон (умер в 20 г. до н.э.) пишет о том, что германцы (свевы)кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством. Греческий писательПлутарх (46 - 127 гг. н.э.) описывает германцев как диких кочевников, которымчужды всякие мирные занятия, такие, как земледелие и скотоводство; их единственноезанятие - войны. По свидетельству Плутарха, германские племена служили наемникамив войсках македонского царя Персея в начале 2 в. до н.э.
К концу 2 в. до н.э. германские племена кимвров появляются у северо-восточныхокраин Аппенинского полуострова. По описаниям античных авторов, это были рослые,светловолосые, сильные люди, часто одетые в шкуры или кожи животных, с дощатымищитами, вооруженные обожженными кольями и стрелами с каменными наконечниками.Они разбили римские войска и после этого двинулись на запад, соединившись стевтонами. На протяжении нескольких лет они одерживали победы над римскими армиями,пока их не разгромил римский полководец Марий (102 - 101 гг. до н.э.).
В дальнейшем германцы не прекращают набегов на Рим и все больше и больше угрожаютРимской империи.
Германцы эпохи Цезаря и Тацита. Когда в середине 1 в. до н.э. ЮлийЦезарь (100 - 44 гг. до н.э.) столкнулся в Галлии в германскими племенами, ониобитали на большом пространстве центральной Европы; на западе территория, занимаемаягерманскими племенами, доходила до Рейна, на юге - до Дуная, на востоке - доВислы, а на севере - до Северного и Балтийского морей, захватывая и южную частьСкандинавского полуострова. В своих "Записках о галльской войне" Цезарьболее подробно, чем его предшественники, описывает германцев. Он пишет об общественномстрое, хозяйственном укладе и быте древних германцев, а также излагает ход военныхсобытий и столкновений с отдельными германскими племенами. Будучи наместникомГаллии в 58 - 51 гг., Цезарь совершил оттуда две экспедиции против германцев,которые пытались захватить области на левом берегу Рейна. Одна экспедиция былаорганизована им против свевов, которые перешли на левый берег Рейна. В сражениисо свевами римляне одержали победу; Ариовист, вождь свевов, спасся бегством,переправившись на правый берег Рейна. В результате другой экспедиции Цезарьизгнал германские племена узипетов и тенктеров с севера Галлии. Рассказываяо столкновениях с германскими отрядами по время этих экспедиций, Цезарь подробноописывает их военную тактику, способы нападения и обороны. Германцы строилисьдля наступления фалангами, по племенам. Они пользовались прикрытием леса длявнезапности нападения. Основной способ защиты от врагов состоял в отгораживаниилесными массивами. Этот естественный способ знали не только германцы, но и другиеплемена, жившие в лесистых местностях (ср. название Бранденбург от славянскогоБранибор; чеш. бранити - 'защищать').
Надежным источником сведений о древних германцах являются сочинения ПлинияСтаршего (23 - 79 гг.). Плиний провел много лет в римских провинциях Нижняяи Верхняя Германия, будучи на военной службе. В своей "Естественной истории"и в других трудах, дошедших до нас далеко не полностью, Плиний описал не тольковоенные действия, но и физико-географические особенности большой территории,занятой германскими племенами, перечислил и первый дал классификацию германскихплемен, исходя, в основном, из собственного опыта.
Наиболее полные сведения о древних германцах дает Корнелий Тацит (ок. 55 -ок. 120 гг.). В своем труде "Германия" он повествует об образе жизни,быте, обычаях и верованиях германцев; в "Историях" и "Анналах"он излагает подробности римско-германских военных столкновений. Тацит был однимиз крупнейших римских историков. Сам он никогда не бывал в Германии и пользовалсясведениями, которые он мог как римский сенатор получать от полководцев, из тайныхи официальных донесений, от путешественников и участников военных походов; оншироко использовал также сведения о германцах в трудах своих предшественникови, в первую очередь, в сочинениях Плиния Старшего.
Эпоха Тацита, как и последующие века, заполнена военными столкновениями римлянс германцами. Многочисленные попытки римских полководцев покорить германцевтерпели неудачи. Чтобы воспрепятствовать их продвижению на территории, отвоеванныеримлянами у кельтов, император Адриан (правивший в 117 - 138 гг.) возводит мощныеоборонительные сооружения по Рейну и верхнему течению Дуная, на границе междуримскими и германскими владениями. Многочисленные военные лагеря-поселения становятсяопорными пунктами римлян на этой территории; впоследствии на их месте возниклигорода, в современных названиях которых хранятся отголоски их прежней истории[1].
Во второй половине 2 в., после непродолжительного затишья, германцы вновьактивизируют наступательные действия. В 167 г. маркоманны в союзе с другимигерманскими племенами прорывают укрепления на Дунае и занимают римскую территориюна севере Италии. Лишь в 180 г. римлянам удается оттеснить их вновь на северныйберег Дуная. До начала 3 в. между германцами и римлянами устанавливаются относительномирные отношения, которые способствовали значительным изменениям в экономическойи общественной жизни германцев.
Общественный строй и быт древних германцев. До эпохи Великого переселениянародов у германцев был родовой строй. Цезарь пишет, что германцы селились родамии родственными группами, т.е. племенными общинами. Некоторые современные географическиеназвания сохранили свидетельства такого расселения. Имя главы рода, оформленноетак называемым патронимическим суффиксом (суффиксом "отчества") -ing/-ung,как правило, закреплялось за названием всего рода или племени, например: Валисунги- люди конунга Валиса. Названия мест поселения племен образовывались от этихродовых имен в форме дательного падежа множественного числа. Так, в ФРГ естьгород Эппинген (первоначальное значение "у людей Эппо"), город Зигмаринен("у людей Зигмара"), в ГДР - Майнинген и др. Превратившись в топонимическийсуффикс, морфема -ingen/-ungen пережила распад общинно-родового строя и продолжаласлужить средством образования названий городов в более поздние историческиеэпохи; так возникли Геттинген, Золинген, Штралунген на территории Германии.В Англии к суффиксу -ing прибавлялась основа ham (да. ham 'жилище, поместье',ср. на home 'дом, жилище'); из их слияния образовался топонимической суффикс-ингем: Бирмингем, Ноттингем и т.п. На территории Франции, где были поселенияфранков, сохранились подобные географические названия: Карлинг, Эппинг. Позднеесуффикс подвергается романизации и выступает во французской форме -ange: Бруланж,Вальмеранж и т.п. (Топонимы с патронимическими суффиксами встречаются и в славянскихязыках, например, Боровичи, Думиничи в РСФСР, Климовичи, Маневичи в Белоруссиии т.д.).
Во главе германских племен стояли старейшины - кунинги (двн. kunung букв.'родоначальник', ср. гот. kuni, да. cynn, двн. kunni, дск. kyn, лат. genus,гр. genos 'род'). Высшая власть принадлежала народному собранию, на котороеявлялись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решалисьсоветом старейшим. В военное время избирался военачальник (двн. herizogo, да.heretoga, дисл. hertogi; ср. нем. Herzog 'герцог'). Он собирал вокруг себя дружину.Ф. Энгельс писал, что "это была наиболее развитая организация управления,какая вообще могла развиться при родовом устройстве" [2].
В эту эпоху у германцев господствуют патриархально-родовые отношения. Вместес тем, у Тацита и в некоторых других источниках, которые приводит Ф. Энгельс,имеются сведения о наличии у германцев пережитков матриархата. Так, например,у некоторых германцев более тесные узы родства признаются между дядей и племянникомпо сестре, чем между отцом и сыном, хотя наследником является сын. В качествезаложника племянник по сестре более желателен для врага. Наиболее же вернуюгарантию в заложничестве представляли девушки - дочери или племянницы из родавождя племени. Пережитком матриархата является и то, что в женщине древние германцывидели особую пророческую силу, советовались с ней в важнейших делах. Женщиныне только воодушевляли воинов перед сражениями, но и во время сражений моглиповлиять на их исход, идя навстречу обратившимся в бегство мужчинам и этим останавливаяих и побуждая сражаться по победы, так как для германцев-воинов была страшнамысль о том, что женщины их племени могут попасть в плен. Некоторые пережиткиматриархата прослеживаются в более поздних источниках, например в скандинавскойпоэзии.
О кровной мести, характерной для родового строя, имеются упоминания у Тацита,в древнегерманских сагах и песнях. Тацит отмечает, что месть за убийство можетзаменяться выкупом (скотом). Этот выкуп - "вира" - поступает в пользованиевсего рода.
Рабство у древних германцев носило иной характер, чем в рабовладельческомРиме. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом,проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Раба можно было продать ибезнаказанно убить. Но в других отношениях раб - это младший член рода. Он имеетсобственное хозяйство, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая.Его дети растут вместе с детьми свободных германцев, и те и другие в суровыхусловиях.
Наличие рабов у древних германцев указывает на начавшийся процесс социальнойдифференциации. Высший слой германского общества был представлен старейшинамирода, военными вождями и их дружинами. Дружина вождя становилась привилегированнойпрослойкой, "знатью" древнегерманского племени. Тацит неоднократносвязывает два понятия - "военную доблесть" и "знатность",которые выступают как неотъемлемые качества дружинников. Дружинники сопровождаютсвоего вождя в набегах, получают свою долю военной добычи и нередко вместе свождем идут на службу к иноземным правителям. Основную же массу воинов составляливсе взрослые мужчины германского племени.
Свободные члены племени доставляют вождю часть продуктов своего труда. Тацитотмечает, что вожди "особенно радуются дарам соседних племен, присылаемымне от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней,ценного оружия, фалер (т.е. украшений для конской сбруи - Авт.) и ожерелий;мы научили их принимать также деньги" [3].
Переход к оседлости совершался у германцев в течение первых веков новой эры,хотя непрерывные военные походы эпохи Великого переселения народов вынуждалиих к частой смене местожительства. В описаниях Цезаря германцы еще кочевники,занимающиеся в основном скотоводством, в также охотой и военными набегами. Земледелиеиграет у них незначительную роль, но все же Цезарь неоднократно упоминает всвоих "Записках о галльской войне" о земледельческих работах германцев.Описывая в книге IV племя свевов, он отмечает, что каждый округ ежегодно высылаетна войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелиеми "кормя себя и их; через год эти последние в свою очередь отправляютсяна войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческиеработы, ни военное дело" [4]. В той жеглаве Цезарь пишет о том, как он сжег все поселки и хутора германского племенисигамбров и "сжал хлеб". Землей они владеют сообща, применяя примитивнуюзалежную систему земледелия, периодически, через два-три года, меняя землю дляпосевов. Техника обработки земли еще низка, однако Плиний отмечает случаи удобренияпочвы мергелем и известью [5], а археологическиенаходки говорят о том, что земля обрабатывалась не только примитивной мотыгой,но и сохой, и даже плугом.
По описанию быта германцев у Тацита уже можно судить о переходе германцевк оседлости и о возросшей у них роли земледелия. В главе XVIII Тацит пишет,что в приданое, которое по их обычаю не жена приносит мужу, а муж жене, входятупряжка волов; волы же использовались в качестве тягловой силы при обработкеземли. Основными злаками были овес, ячмень, рожь, пшеница, выращивались такжелен и конопля, из которых выделывались ткани.
Цезарь пишет о том, что питание германцев состоит в основном из молока, сыра,мяса, в меньшей мере из хлеба. Плиний упоминает в качестве их пищи овсяную кашу.
Древние германцы одевались, по свидетельству Цезаря, в звериные шкуры, а Плинийпишет о том, что германцы носят льняные ткани и что они занимаются прядениемв "подземных помещениях". Тацит же, кроме одежды из звериных шкур,упоминает кожаные плащи с нашитыми украшениями их меха, а у женщин - одеждуиз холста, окрашенного в красный цвет.
Цезарь пишет о суровом образе жизни германцев, об их бедности, о том, чтоони закаляются с детства, приучая себя к лишениям. Об этом же пишет и Тацит,который приводит пример некоторых развлечений германских юношей, развивающиху них силу и ловкость. Одно из таких развлечений состоит в том, чтобы прыгатьобнаженными между мечами, воткнутыми в землю остриями вверх.
По описанию Тацита, селения германцев состояли из бревенчатых хижин, которыеотстояли друг от друга на значительном расстоянии и были окружены земельнымиучастками. Возможно, в этих жилищах размещались не отдельные семьи, а целыеродовые группы. О внешнем украшении своих жилищ германцы, по-видимому, не заботились,хотя части строений обмазывали цветной глиной, что улучшало их вид. Германцывыкапывали также помещения в земле и утепляли их сверху, там они хранили припасыи спасались от зимних холодов. О таких "подземных" помещениях и упоминаетПлиний.
Германцам были известны различные ремесла. Кроме ткачества, они знали производствомыла и красителей для тканей; некоторым племенам было известно гончарное дело,добыча и обработка металлов, а те, которые жили по побережью Балтийского и Северногоморей, занимались также судостроением и рыболовством. Торговые сношения существовалимежду отдельными племенами, но интенсивнее торговля развивалась в местах, пограничныхс римскими владениями, и римские купцы проникали в германские земли не тольков мирное, но даже и в военное время. Германцы предпочитали меновую торговлю,хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупалиметаллические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежноституалета, а также вино и фрукты. Римлянам они продавали скот, шкуры, меха, янтарьс побережья Балтийского моря. Плиний пишет о гусином пухе из Германии и о некоторыховощах, которые вывозились оттуда римлянами. Энгельс считает, что германцы продавалиримлянам рабов, в которых они обращали пленных, захваченных во время военныхпоходов.
Торговые отношения с Римом стимулировали развитие ремесел у германских племен.К 5 в. можно наблюдать значительный прогресс в различных областях производства- в судостроении, обработке металлов, чеканке монет, изготовлении украшенийи т.д.
Обычаи, нравы и верования древних германцев. Об обычаях и нравах древнихгерманцев, об их верованиях сохранились свидетельства античных авторов, многоетакже нашло отражение в литературных памятниках германских народов, созданныхв более поздние эпохи. Тацит пишет о строгости нравов древних германцев, о крепостисемейных уз. Германцы гостеприимны, во время пира неумеренны в вине, азартны,вплоть до того, что могут проиграть все, даже свою свободу. Все важнейшие событияв жизни - рождение ребенка, посвящение в мужчины, бракосочетание, похороны идругие - сопровождались соответствующими обрядами и пением. Своих покойниковгерманцы сжигали; хороня воина, сжигали также его доспехи, а иногда и коня.Богатое устное творчество германцев существовало в разнах стихотворно-песенныхжанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магические формулы и заклинания, загадки,сказания, а также песни, сопровождавшие трудовые процессы. Из ранних языческихпамятников сохранились записанные в 10 в. на древневерхненемецком языке "Мерзебургскиезаклинания", в более поздней записи на древнеанглийском - заговоры, написанныеметрическим стихом (11 в.). По-видимому, памятники языческой культуры уничтожалисьв средние века во время насаждения христианства. Дохристианские верования имифы отражаются в древнескандинавских сагах и в эпосе.
Религия древних германцев уходит своими корнями в общее индоевропейское прошлое,но в ней развиваются и собственно германские черты. Тацит пишет о культе Геркулеса,которого воины прославляли песнями, отправляясь в бой. Этот бог - бог громаи плодородия - назывался у германцев Донар (сканд. Тор); его изображали с мощныммолотом, которым он производил гром и сокрушал врагов. Германцы верили, чтов сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображениябогов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особыйнапев без слов, так называемый "бардит" (barditus), который исполнялсяв виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.
Особо почитаемыми божествами были также Водан и Тиу, которых Тацит называетМеркурием и Марсом. Водан (сканд. Один) был верховным божеством, он господствовалкак над людьми, так и в Валгалле (сканд. valhol от valr 'трупы убитых в битве'и hol 'хутор'), где после смерти продолжали жить воины, павшие в бою.
Наряду с этими главными и древнейшими богами - "асами" - у германцевбыли также "ваны", боги более позднего происхождения, которые, какможно предполагать, были восприняты индоевропейскими племенами от побежденныхими племен другой этнической группы. Германские мифы рассказывают о долгой борьбеасов с ванами. Не исключено, что в этих мифах отразилась реальная история борьбыиндоевропейских пришельцев с племенами, населявшими до них север Европы, в результатесмешения с которыми и произошли германцы.
В мифах говорится о том, что германцы ведут свое начало от богов. Земля породилабога Туиско, а его сын Манн стал прародителем рода германцев. Богов германцынаделяли человеческими качествами и считали, что люди уступают им в силе, мудрости,знаниях, но боги смертны, и, как всему на земле, им суждено погибнуть в последнеймировой катастрофе, в последнем столкновении всех противоборствующих сил природы.
Вселенную древние германцы представляли себе как некое исполинское дерево-ясень,на ярусах которого расположены владения богов и людей. в самой середине обитаютлюди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Это понятиесохранилось в древнегерманских языках в названии земного мира: двн. mittilgart,дс. middilgard, да. middanjeard, гот. midjungards (букв. "среднее жилище").Главные боги - асы - обитают на самом верху, в самом же низу помещается мирдухов тьмы и зла - ад. Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге - мирогня, на севере - мир холода и туманов, на востоке - мир великанов, на западе- мир ванов.
Каждое племенное объединение древних германцев являлось также и культовымсоюзом. Первоначально богослужения совершал старейшина рода или племени, позднеевозникло сословие жрецов.
Свои культовые обряды, которые иногда сопровождались жертвоприношениями людейили животных, германцы совершали в священных рощах. Там хранились изображениябогов, а также содержались специально предназначенные для отправления культабелоснежные лошади, которых в определенные дни впрягали в освященные повозки;жрецы слушали их ржание и фырканье и толковали его, как некое пророчество. Гадалитакже и по полету птиц. Античные авторы упоминают о распространении среди германцевразличных гаданий. Цезарь пишет о жеребьевых палочках, гадание по которым спаслоот смерти пленного римлянина; таким же способом женщины племени гадали о срокахнаступления на врага. Страбон рассказывает о жрицах-предсказательницах, гадавшихна крови и внутренностях убитых ими пленных. Руническое письмо, которое появилосьу германцев в первые века нашей эры и было доступно сначала только жрецам, служилодля гаданий и заклинаний.
Германцы обожествляли своих героев. Они чтили в сказаниях "великого освободителяГермании" Арминия, победившего римского главнокомандующего Вара в битвев Тевтобургском лесу. Этот эпизод относится к началу 1 в. н.э. Римляне вторглисьна территорию германских племен между реками Эмсом и Везером. Они пытались навязатьгерманцам свои законы, вымогали у них налоги и всячески притесняли их. Арминий,принадлежавший к родовой знати племени херусков, провел юность на римской военнойслужбе и был в доверии у Вара. Он организовал заговор, сумев вовлечь в неговождей других германских племен, также служивших у римлян. Германцы нанеслисильный удар Римской империи, уничтожив три римских легиона.
Отголоски древнегерманского религиозного культа дошли до нас в некоторых географическихназваниях. Название столицы Норвегии Осло восходит к дисл. ass 'бог из племениасов' и lo 'прогалина'. Столица Фарерских островов - Торсхавн 'гавань Тора'.Название города Оденсе, в котором родился Г.Х. Андерсен, происходит от имениверховного бога Одина; название другого датского города - Виборг восходит кддат. wi 'святилище'. Шведский город Лунд возник, по-видимому, на месте священнойрощи, насколько об этом можно судить по древнешведскому значению lund (в современномшведском lund 'роща'). Бальдурсхейм - название хутора в Исландии - хранит памятьо юном боге Бальдре, сыне Одина. На территории Германии имеется немало небольшихгородов, сохраняющих имя Водана (с изменением начального w в g): Бад-Годесбергоколо Бонна (в 947 г. упоминается его первоначальное название Вуоденсберг),Гутенсвеген, Гуденсберг и др.
Великое переселение народов. Усиление имущественного неравенства угерманцев и процесс разложения родо-племенных отношений сопровождались значительнымиизменениями в общественно-политическом строе германских племен. В 3 в. формируютсяплеменные союзы германцев, представляющие собой зачатки государств. Низкий уровеньразвития производительных сил, потребность в расширении земельных владений,стремление к захвату рабов и к грабежу богатств, накопленных соседними народами,многие из которых далеко опережали германские племена по уровню развития производстваи материальной культуры, образование больших племенных союзов, представлявшихсобою грозную военную силу, - все это в условиях начавшегося разложения родовогостроя способствовало массовым миграциям германских племен, которые охватилигромадные территории Европы и продолжались на протяжении нескольких столетий(4 - 7 вв.), получивших в истории название эпохи Великого переселения народов.Прологом Великого переселения народов явилось передвижение восточногерманских[6] племен - готов - из области нижнего теченияВислы и с побережья Балтийского моря в причерноморские степи в 3 в., откудаготы, объединившиеся в два крупных племенных союза, позднее продвигаются назапад в пределы Римской империи. Массовые вторжения как восточногерманских,так и западногерманских племен в римские провинции и на территорию самой Италииприобрели особый размах с середины 4 в., толчком к этому явился натиск гуннов- тюрко-монгольских кочевников, надвигавшихся на Европу с востока, из азиатскихстепей.
Римская империя была к этому времени сильно ослаблена непрерывными войнами,а также внутренними волнениями, восстаниями рабов и колонов и не могла устоятьпротив нарастающего натиска варваров. Падение Римской империи означало и крушениерабовладельческого общества.
Картину Великого переселения народов Ф. Энгельс описывает следующими словами:
"Целые народности, или, по крайней мере, значительные их части отправлялисьв дорогу с женами и детьми, со всем своим имуществом. Повозки, прикрытые кожейживотных, служили им для жилья и для перевозки женщин, детей и скудной домашнейутвари; скот они также вели с собой. Мужчины, вооруженные в боевом порядке,были готовы преодолевать всякое сопротивление и защищаться от нападений; военныйпоход днем, ночью военный лагерь в укреплении, сооруженном из повозок. Потерилюдьми в непрерывных боях, от усталости, голода и болезней во время этих переходовдолжны были быть огромными. Это была ставка не на жизнь, а на смерть. Если походудавался, то оставшаяся в живых часть племени селилась на новой земле; в случаеже неудачи переселявшееся племя исчезало с лица земли. Кто не пал в бою, погибалв рабстве" [7].
Эпоха Великого переселения народов, главными участниками которого на территорииЕвропы были германские племена, завершается в 6-7 вв. формированием германскихварварских королевств.
Эпоха Великого переселения народов и сложения варварских королевств нашлаотражение в трудах современников, бывших очевидцами происходивших событий.
Римский историк Аммиан Марцеллин (4 в.) в своей истории Рима описывает алеманнскиевойны и эпизоды из истории готов. Византийский историк Прокопий из Кесарии (6в.), участвовавший в походах полководца Велизария, пишет о судьбе остготскогокоролевства в Италии, участником разгрома которого он был. О готах же, их происхождениии ранней истории пишет готский историк Иордан (6 в.). Богослов и историк ГригорийТурский (6 в.) из племени франков оставил описание Франкского государства припервых Меровингах. Расселение германских племен англов, саксов и ютов на территорииБритании и сложение первых англосаксонских королевств описывает в своей "Церковнойистории английского народа" англосаксонский монах-летописец Беда Достопочтенный(8 в.). Ценный труд по истории лангобардов оставил летописец из лангобардовПавел Диакон (8 в.). Все эти, как и многие другие произведения той эпохи, создавалисьна латинском языке.
Разложение родового строя сопровождается выделением наследственной родовойаристократии. Она складывается из племенных вождей, военачальников и их дружинников,которые сосредоточивают в своих руках значительные материальные богатства. Общинноеземлепользование постепенно сменяется разделом земель, при котором решающуюроль играет наследственно закрепляемое социальное и имущественное неравенство.
Разложение родового строя завершается после падения Рима. При завоевании римскихвладений надо было вместо римских органов управления создать свои. Так возникаеткоролевская власть. Ф. Энгельс следующим образом описывает этот историческийпроцесс: "Органы родовой организации управления должны были ... превратитьсяв государственные органы, и, притом, под давлением обстоятельств, весьма быстро.Но ближайшим представителем народа-завоевателя был военачальник. Защита завоеваннойобласти внутри и вовне требовала усиления его власти. Наступил момент для превращениявласти военачальника в королевскую власть, и это превращение совершилось"[8].
Формирование варварских королевств. Процесс сложения германских королевствначинается в 5 в. и идет сложным путем, у разных племен по-разному, в зависимостиот конкретной исторической обстановки. Восточные германцы, раньше других пришедшиев непосредственное столкновение с римлянами на территории Римской империи, организовалисьв государства: остготское в Италии, вестготское в Испании, бургундское на среднемРейне и вандальское в северной Африке. В середине 6 в. войсками византийскогоимператора Юстиниана были уничтожены королевства вандалов и остготов. В 534г. королевство бургундов было присоединено к государству Меровингов. Франки,вестготы, бургундцы смешались с ранее романизированным населением Галлии и Испании,стоявшем на более высоком уровне общественного и культурного развития и воспринялиязык побежденных ими народов. Та же судьба постигла лангобардов (их королевствов северной Италии было завоевано Карлом Великим во второй половине 8 в.). Названиягерманских племен франков, бургундов и лангобардов сохранились в географическихназваниях - Франция, Бургундия, Ломбардия.
Западногерманские племена англов, саксов и ютов на протяжении почти полуторавеков (с середины 5 в. до конца 6 в.) переселяются в Британию. Сломив сопротивлениеживших там кельтов, они основывают свои королевства на большей части территорииБритании.
Название западногерманского племени, вернее, целой группы племен "франков"встречается в середине 3 в. Множество мелких племен франков объединились в двабольших союза - салических и рипуарских франков. В 5 в. салические франки занималисеверо-восточную часть Галлии от Рейна до Соммы. Конунги из рода Меровинговв середине 5 в. основали первую франкскую королевскую династию, объединившуювпоследствии салиев и рипуариев. Королевство Меровингов при Хлодвиге (481 -511) было уже достаточно обширным; в результате победоносных войн Хлодвиг присоединилк нему остатки римских владений между Соммой и Луарой, прирейнские земли алеманнови вестготов в южной Галии. Позднее к Франкскому королевству была присоединенабольшая часть территории к востоку от Рейна, т.е. старые германские земли. Могуществуфранков способствовал союз с римской церковью, которая после падения Римскойимперии продолжала играть большую роль в Западной Европе и оказывала значительноевлияние на судьбы формирующихся варварских королевств через распространениехристианства.
Зарождающиеся при Меровингах феодальные отношения ведут к обособлению и возвышениюотдельных княжеств; при несовершенстве государственного аппарата, при отсутствиицентрализованного управления королевская власть приходит в упадок. Управлениестраной сосредоточивается в руках майордомов из представителей знатных родов.Наибольшим влиянием при королевском дворе пользовались майордомы - родоначальникидинастии Каролингов. Их возвышению способствовали победоносные войны с арабамина юге Галлии, и в 8 в. на франкском престоле появляется новая династия Каролингов.Каролинги еще больше расширяют территорию Франкского королевства, присоединяютк нему области на северо-западе Германии, населенные фризами. При Карле Великом(768 - 814) были покорены и подвергнуты насильственной христианизации племенасаксов, жившие в лесистой местности между нижним Рейном и Эльбой. Он присоединилк своему королевству также большую часть Испании, королевство лангобардов вИталии, Баварию и полностью истребил жившие на среднем Дунае племена аваров.Чтобы окончательно утвердиться в своем господстве над огромным пространствомроманских и германских земель, Карл в 800 г. венчается императором Римской империи.Папа Лев III, который сам лишь благодаря поддержке Карла удержался на папскомпрестоле, возложил на него в Риме императорскую корону.
Деятельность Карла была направлена на укрепление государства. При нем издавалиськапитулярии - акты каролингского законодательства, были проведены земельныереформы, способствовавшие феодализации франкского общества. Образовав пограничныеобласти - так называемые марки, - он усилил обороноспособность государства.Эпоха Карла вошла в историю как эпоха "каролингского Возрождения".В преданиях и летописях сохранились воспоминания о Карле как о короле-просветителе.При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространению культурыи грамотности через монастырские школы и через деятельность монахов-просветителей.Большой подъем переживает архитектурное искусство, строятся многочисленные дворцыи храмы, монументальный облик которых был характерен для раннего романскогостиля. Следует отметить, однако, что термин "Возрождение" можно применятьздесь только условно, поскольку деятельность Карла протекала в эпоху распространениярелигиозно-аскетических догм, ставших на несколько веков препятствием развитиюгуманистических идей и подлинному возрождению культурных ценностей, созданныхв античную эпоху.
После смерти Карл Великого империя Каролингов стала распадаться на части.Она не представляла собой этнического и языкового целого и не имела прочнойэкономической базы. При внуках Карла произошел раздел его империи по Верденскомудоговору (843 г.) на три части. Ему предшествовал договор (842 г.) между КарломЛысым и Людовиком Немецким о союзе против их брата Лотаря, известный как "Страсбургскиеклятвы". Он был составлен на двух языках - древневерхненемецком и старофранцузском,что соответствовало объединению населения по более близким языковым связям внутригосударства Каролингов. "Как только произошло разграничение на группы поязыку..., стало естественно, что эти группы начали служить основой образованиягосударства" [9].
По Верденскому договору западная часть империи - будущая Франция - отошлак Карлу Лысому, восточная часть - будущая Германия - к Людовику Немецкому, аИталию и узкую полосу земли между владениями Карла и Людовика получил Лотарь.С этого времени три государства начинают самостоятельное существование.

Глава II. Древнегерманские племена и их языки

Классификация древнегерманских племен. Вопрос о древнегерманских языкахи их классификации неразрывно связан с вопросом о племенах - носителях этихязыков, с вопросом о классификации этих племен с точки зрения исторической науки.
Первую классификацию германских племен дал Плиний Старший. Он делит все многочисленныегерманские племена на шесть основных групп:
1. Виндилы, включавшие в себя племена бургундов, каринов, варинов,гуттонов. Они обитали в восточной части территории, на которой жили германскиеплемена.
2. Ингвеоны (или ингевоны), включавшие в себя племена кимвров,тевтонов, хавков. К ним относились также англы, саксы, юты, фризы и многие другие.Они обитали в северо-западной части германской территории, на побережье Северногоморя, и на полуострове Ютландия.
3. Иствеоны (или искевоны), прирейнские племена - бруктеры,хамавы, салии и другие, позднее слившиеся в племенные союзы франков.
4. Певкины, бастарны, жившие на востоке, на территории, "граничащейс даками".
5. Герминоны (или эрминоны). К ним относились маркоманны, квады,лангобарды, алеманны и некоторые мелкие племена, обитавшие на юге германскихземель.
6. Гиллевионы - скандинавские племена. Плиний упоминает их в другойглаве своей "Естественной истории", поскольку они были территориальноизолированы от других германских племен.
Упоминания об ингевонах, искевонах и герминонах есть и у Тацита. Он говорито них в связи с мифом, в котором рассказывалось о происхождении германцев оттрех сыновей бога Манна: Инге, Иске, Эрмине, которые и дали названия этим тремэтническим группам. Тацит перечисляет и племена, входившие в эти группы, упоминаяотдельно свевов, "вандилиев" и других, и высказывает предположение,что у бога Туискона, отца Манна, было больше сыновей, от которых пошли названиядругих племен.
В своем труде "К истории древних германцев" Ф. Энгельс с небольшимипоправками принимает классификацию Плиния, считая, что она отражает действительнуюкартину расселения германских племенных группировок и в основном согласуетсяс той языковой классификацией, которая была установлена много веков спустя приизучении памятников древнегерманской письменности. Его поправка к этой классификациисостоит в том, что он не выделяет певкинов и бастарнов в отдельную племеннуюгруппу, а объединяет их с готами и другими племенами в группу виндилов, поскольку,по всей вероятности, они были, как он считает, соплеменниками готов и вошливпоследствии в готское королевство.
Классификация древнегерманских племенных языков. Памятники древнегерманскойписьменности, изучение которых дало возможность произвести классификацию германскихязыков, создавались в эпоху формирования варварских королевств, в эпоху христианизациигерманцев и распространения у них латинского письма и латинского алфавита. Различныенародности приобщаются к культуре буквенного письма не одновременно, и этимобъясняется то, что в первых письменных памятниках германцев зафиксировано состояниеязыков на разных ступенях их развития.
На основании изучения памятников древнегерманской письменности выделяютсяследующие языковые группы:
1. Восточная, представленная памятниками готского языка, относящимися к 4- 6 вв. С разрушением королевства остготов письменность на готском языке исчезла.
2. Северная (скандинавская) группа, до 10 в. представленная памятниками руническойписьменности; с 10 в. в ней различают древнедатский, древнешведский, древненорвежскийи древнеисландский языки.
3. Западная группа, представленная (начиная с 7 в.) памятниками на древнеанглийском,древнефризском, древнесаксонском, древненижненемецком и древневерхненемецкомязыках.
Германские языки северной и западной групп сохранились до нашего времени.Они развились в национальные языки или стали диалектами национальных языков.
Если сопоставить две классификации - этническую (Плиния - Энгельса) и языковую,получается следующая картина:
Виндилы - готы, бургунды и др. были носителями восточно-германскихязыков.
Ингвеоны - тевтоны, хавки, фризы, англы, саксы, юты и др., иствеоны- франкские племена, герминоны - алеманны, баварцы, лангобарды и др.были носителями западногерманских языков.
Гиллевионы - скандинавские племена говорили на северогерманских языках.

Глава III. История германской письменности

Свидетельства о германских языках в дописьменный период. Письменность- самое достоверное свидетельство о языке, самый надежный и непосредственныйисточник сведений о нем. Чтобы составить себе представление о лексике и грамматическомстрое языка в эпоху его бесписьменного существования, ученые-филологи привлекаютразличные косвенные данные о характере изучаемого языка (часто, правда, отрывочныеи не всегда достоверные) или же "реконструируют" отсутствующий языковойматериал методом сравнительно-исторического анализа. Так, компаративисты в первойполовине 19 в. занимались реконструкцией германского языка-основы и индоевропейскогопраязыка, на котором немецкий компаративист А. Шлейхер в 1868 г. даже сочинилбасню.
Древние германцы появились на исторической арене за многие века до проникновенияк ним письменности. В разное время они вступали в соприкосновение с другиминародами. За несколько веков до нашей эры древние германцы сталкивались на севереи востоке Европы с финнами, с балтийскими и славянскими племенами, на юге -с древними греками и римлянами. Эти контакты германцев с другими народами нашлиотражение в языках некоторых из них в виде германских заимствований. Особеннобольшой интерес представляют германские заимствования в финском языке, в большинствесвоем относящиеся к началу нашей эры. Это, например, rengas 'кольцо' (ср. гот.hrings, двн. ring), kuningas 'король' (ср. двн. kuning), kulta 'золото' (ср.гот. gulth, двн. gold), rikas 'богатый' (ср. гот. reiks, двн. rich), kaunis'красивый' (ср. гот. skauns, двн. skoni), kansa 'народ' (ср. гот. hansa 'толпа'),juko 'иго' (ср. гот. juk, двн. joh), saippja 'мыло' (ср. да. sape). Попав вфинский язык, эти заимствования как бы окаменели, сохраняя тот древний тип морфологическойструктуры слова, который лишь очень редко засвидетельствован в формах слов,встречающихся даже в самых ранних памятниках древнегерманской письменности,а именно: наиболее полный вид суффиксов и окончаний, испытавших к моменту появленияу германцев письменности (3 - 4 вв. н.э.) более или менее значительную редукцию.
Начиная с 4 в. до н.э. знакомство античного мира с его северными соседями- германскими племенами - все расширялось и углублялось. В сочинениях римскихавторов от Юлия Цезаря и до позднеримских авторов (6 в. н.э.) встречаются -наряду с многочисленными германскими собственными именами - отдельные германскиезаимствования (как правило, в латинизированной форме), обозначающие предметыкультуры, быта и вооружения германцев, а также германские названия некоторыхживотных. У Цезаря встречается urus 'зубр', alces (мн. ч.) 'лоси', у Плиниястаршего - sapo 'краска-мазь для волос', barditus 'боевая песня', у более позднихавторов - medus 'мед' (напиток), flado 'лепешка', harpa 'арфа', runa 'руна','рунический знак' и некоторые другие.
Многочисленные германские собственные имена и некоторые другие слова встречаютсяв памятниках на латинском языке, возникших у германцев в период, непосредственнопредшествовавший появлению письменности на самих германских языках. Самый ценныйс лексической точки зрения материал содержат так называемые "варварскиеправды", т.е. своды законов, записи обычного права германских народов -вестготов, бургундов, франков, алеманнов, лангобардов, турингов, баваров (5- 9 вв.). Записанные на латинском языке, эти "правды" содержат - ввиде вкраплений в латинский текст - германскую терминологию, отражающую правовыеотношения германцев в период разложения военной демократии и зарождения феодальныхотношений. Особенный интерес представляют "правды" бургундов и лангобардов- германских народов, не оставивших никаких письменных памятников на своих родныхязыках.
Руническое письмо. Древнейшим видом письменности у германцев было руническоеписьмо. Тацит в своей "Германии" писал, что германцы придавали особоезначение гаданью-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезаннымина них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читаязнаки на них. Эти считавшиеся магическими знаки были буквами рунического письма,алфавитом первого связного письма у древних германцев. Название букв - "руны"- образовано от основы, имевшей значение 'тайна' (ср. гот. runa 'тайна' и немецкийглагол raunen 'таинственно, украдкой шептать'). Рунический алфавит германцев,так называемые "старшие руны", насчитывал 24 знака. По первым шестибуквам он получил название "футарк" (futhark). Эти знаки представляютсобой комбинацию вертикальных и наклонных линий.
Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знаниерун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение.Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил иот врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались)руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности наизделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились,то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германиии Англии, несколько больше в Скандинавии. Всего обнаружено 150 предметов с руническиминадписями, относящимися к 3 - 8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье,рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль-брактеат[10]), надгробные камни и т.д.
Большинство надписей представляют собой отдельные слова (часто собственныеимена). Каждая руна сама по себе тоже могла иметь магическое значение, поэтомунередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить, поверованиям древних германцев, удачу в разных видах деятельности и ограждатьот несчастий.
Краткость, фрагментарность многих рунических надписей, их плохая сохранностьи магический смысл - причины того, что значительная их часть (около трети) неудается расшифровать. К этому следует добавить, что и во многих надписях, считающихсярасшифрованными, есть спорные части.
Рунические памятники континентальных германцев относятся главным образом кэпохе Меровингов (6 - 8 вв.). Это в основном амулеты и фибулы (застежки дляодежды) с нанесенными на них руническим алфавитом, краткими надписями магическогосодержания или рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя по временинаходка, сделанная в 1945 г., - запись футарка в рукописи из монастыря Фульда(8 - 9 вв.).
Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надписьна шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменномРутвельском кресте в Шотландии. В соответствии с фонетическими особенностямиингвеонских диалектов число рун у англосаксов было увеличено сначала до 28.Такое количество рун засвидетельствовано, в частности, в рукописи 7 в., такназываемом "Зальцбургском кодексе" ("Codex Salisburgiensis"),№ 140). А древнеанглийская "Руническая песня" 9 - 10 вв. содержитуже 33 руны. Древнеанглийский футарк (да. futhork) является, таким образом,расширенным вариантом континентального с его 24 рунами.
Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германскимязыком-основой, формы которого можно только реконструировать, и языками древнейшихписьменных памятников различных германских народностей. Древнерунический архаичнееготского, в нем сохранились более древние грамматические явления, чем в языкевсех других древнегерманских памятников, в частности основообразующие гласные.
Специфика применения рунического письма нашла отражение в лексике германскихязыков. Так, нем. Buchstabe (Buche + Stab) 'буква' первоначально значило 'буковаяпалочка' (ср. гот. boka 'буква', мн. ч. bokos, да. bocstaef). Немецкий глаголlesen 'читать', первоначально значивший 'выбирать, подбирать' (разбросанныебуковые палочки), сохранил это значение как менее употребительное наряду с новым'читать', старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen 'подбирать' ив ряде сложных существительных, например, Weinlese 'сбор винограда'. Английскийглагол (to) read 'читать' первоначально значит 'угадывать, отгадывать' (ср.нем. raten 'отгадывать'), а глагол (to) write 'писать' имел раньше значение'царапать, выцарапывать' (ср. нем. ritzen 'царапать' и reissen в значении 'чертить',а также нем. Reissfeder 'рейсфедер'.
В процессе христианизации (4 - 12 вв.) германцы знакомятся с латинским письмом(готы - с греческим), в результате чего к 9 в. руническое письмо на территорииФранкского государства, а к 11 в. на Британских островах полностью вытесняетсялатинским. В Скандинавии, где руническая письменная традиция оказалась болееустойчивой, руническое письмо не исчезло полностью, а было перенесено на пергаменти использовалось не только в культовых целях, но и (как, например, в Дании в13 в.) для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции рунами в частных записяхпользовались еще в 16 - 17 вв. Предпринимавшиеся в Швеции попытки возродитьруническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать ни с латинским,ни с так называемым "готическим" шрифтом.
Рунология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в 70-е гг. 19в. Ее основоположником был датский ученый Людвиг Виммер. Очень большой вкладв развитие рунологии внесли норвежские ученые Суфюс Бугге и Магнус Ульсен, шведскиеученые Отто фон Фрисен, Элиас Вессен и ряд других исследователей. И если, несмотряна усилия рунологов, ряд надписей до сих пор не расшифрован, а интерпретациямногих спорна, это объясняется сложностью материала и его фрагментарностью.Для расшифровки надписей необходимо привлекать данные смежных наук. Как сформулировалэто рунолог Карл Марстрандер, "рунология - это палеография, лингвистика,археология и мифология" [11]. Действительно,нередко лексическое значение слова какой-либо рунической надписи понятно, нокакую функцию выполнял этот текст, остается загадкой.
Не вполне ясно и происхождение рунического алфавита. Некоторые руны обнаруживаютявное сходство с буквами латинского алфавита, другие - греческого. Поэтому одниученые пытались вывести рунический алфавит из латинского, другие - из греческого.В середине 19 в. была впервые высказана мысль о происхождении рун из одногоиз североиталийских алфавитов. Согласно этой гипотезе, руны, возникнув на севереИталии ао 2 - 3 вв., были затем переняты самыми южными из западногерманскихплемен и постепенно распространились на север, переходя от одного германскогоплемени к другому. Эта гипотеза имеет в настоящее время наибольшее число сторонников.Правда, некоторые руны не имеют прототипов ни в одном из североиталийских алфавитов;загадкой остается и алфавитный порядок рун.
Руническое письмо было одним из важнейших культурных завоеваний германскихплемен на заре эпохи Великого переселения народов. Однако в силу своего преимущественнокультового назначения оно не могло получить и не получило значительного распространения.
Латинское письмо. Широкое развитие письменности на древнегерманскихязыках относится к эпохе раннего средневековья (6 - 11 вв.) и связано с процессомхристианизации германцев и усвоением элементов греко-римской образованностигосподствующим классом раннефеодального общества, формировавшегося в рамкахварварских германских государств. Все важнейшие социальные и культурные функциибудущих национальных языков в этих государствах выполняла латынь, единственныйписьменный и литературный язык того времени. Латынь была и языком церкви; монастырии возникавшие при них монастырские школы были не только рассадниками клерикальногопросвещения, но и главными очагами культуры, а монахи и клирики - почти единственнымиобразованными и просто грамотными людьми своего времени. Образование и письменностьносили в эту пору почти исключительно клерикальный - религиозно-церковный ибогословский - характер. Так как латынь была языком непонятным и недоступнымшироким массам, да и большинству представителей верхушки раннефеодального общества,первые связные записи на своем, родном языке появились у германцев как подсобноесредство при обучении латыни, а также в целях церковной пропаганды. Для записейна своих до того практически бесписьменных языках западные и северные германцыобратились к латинскому алфавиту (восточногерманское племя готов создало своюписьменность на основе греческого алфавита). При этом они столкнулись со значительнымитрудностями. В латинском алфавите не было букв для целого ряда звуков в различныхгерманских языках, для передачи различий гласных по признаку долготы и краткости,закрытости и открытости и т.д. Монастырские школы по-своему, кустарно приспосабливалилатинский алфавит к нуждам родного языка, а наличие в этот период различныхвполне равноправных диалектов еще более увеличивало разнобой в написании однихи тех же слов, в передаче одних и тех же звуков, и без того очень значительныйиз-за отсутствия общепринятых орфографических правил и норм. В латинский алфавитвносились различные изменения, главным образом дополнения в виде новых букви сочетаний букв (например, буква w в алфавитах большинства германских языков,сочетание букв ch для обозначения глухого заднеязычного щелевого согласного[x] и др.) или диакритических знаков (например знак для обозначения умлаута).В настоящее время алфавиты германских языков, в основе которых лежит латинскийалфавит, и по количеству, и по составу букв несколько отличаются друг от другаи от алфавита латинского языка. Одни и те же буквы могут в разных языках служитьдля обозначения разных звуков, а один звук может обозначаться разными буквами.
Традиционные орфографии германских языков складывались на протяжении многихвеков, они отличаются непоследовательностью и обнаруживают немало противоречий,в частности наличие в словах непроизносимых букв и не обозначаемых отдельнымибуквами звуков. Особенно много непроизносимых букв в написании английских слов.И вообще в английской орфографии наблюдается глубокий разрыв между архаичнымнаписанием очень многих слов и их изменившимся произношением - разрыв, доставляющийнемало неприятностей самим англичанам, не говоря уже об иностранцах, и вызвавшийк жизни понятие spelling в его специфическом смысле.
На рубеже 8 - 9 вв. во Франкском государстве был выработан на основе существовавшихдо этого вариантов латинского алфавита новый, небольшие по размеру буквы которогополучили название "каролингские минускулы" (ср. лат. minusculus 'меньший').Этот алфавит отличался от своих предшественников большей четкостью и упорядоченностьюписьма, им пользовались в Западной Европе вплоть до 12 в. (когда он был вытеснен"готическим" шрифтом).
В конце 15 в., в эпоху Возрождения, в Италии был создан шрифт для печатныхпрессов, получивший название "антиква". Это был вариант латинскогошрифта, округлые формы букв которого представляли собой сознательный возврат(в знак протеста против "варварского" готического шрифта) к каролингскимминускулам, которые в то время считались образцом классических латинских букв(лат. littera antiqua). Начиная с 16 в. антиква получила широкое распространениев странах Западной Европы, и со временем были созданы разные варианты антиквы.В Германии ею пользовались преимущественно при печатании иностранных текстов,а до 18 в. - и иностранных слов, оказавшихся "вкраплениями" в немецкомтексте. И в настойщее время латинский шрифт, распространившийся вместе с германскимии романскими языками далеко за пределами Западной Европы, представлен в видеразличных вариантов антиквы.
Готическое письмо. Приблизительно в 11 в. в Италии на базе латинскогоалфавита возник новый тип письма - остроконечное монашеское письмо, с конца11 в. распространившееся и в других странах Европы. В средние же века, в 13- 14 вв., в Западной Европе возник новый, пришедший на смену романскому, стильархитектуры. Он возник как стиль культовых строений - католических соборов ицерквей. Его назначением было выразить средствами архитектуры христианскую идеюотрешения от всего земного, обращения всех помыслов и надежд ввысь, к небесам,обиталищу бога. Этот стиль дал мировой культуре такие шедевры архитектуры, каксобор Нотр-Дам в Париже и св. Стефана в Вене, Вестминстерское аббатство в Лондоне,соборы в Страсбурге, Кельне, Наумбурге, Милане, Руане, Праге и многие другие.
Сменившая средневековье эпоха возрождения, противопоставив свое светское,гуманистическое мироощущение безраздельному владычеству церкви в области идеологии,культуры и искусства, отрицательно и даже враждебно относилась ко всему, чтобыло связано с христианской идеологией, с находившимся под ее влиянием искусством,в том числе архитектурой. А так как символом варварства для гуманистов былигерманские племена (готы, вандалы и др.), то стиль средневековой церковной архитектурыгуманисты 15 в. стали презрительно называть "готическим", т.е. "готским"(ср. нем. gotisch, англ. gothic 'готический' и 'готский'). То же название получилоугловатое, остроконечное письмо. Название привилось и со временем утратило своюоценочную окраску. Ни готический стиль в архитектуре, ни готический шрифт, разумеется,никакого отношения к готам не имеют.
Дальнейшим развитием готического шрифта в 15 в. явилась так называемая "фрактура"(нем. Fraktur от лат. fractus 'ломаный'). Зачатки фрактуры обнаруживаются ужев 14 в. в рукописных документах имперской канцелярии в Праге. Как печатный шрифтфрактура была введена в начале 16 в. при непосредственном участии А. Дюрера,выдающегося художника немецкого Возрождения.
В большинстве европейских государств, где готический шрифт (фрактура) нашелболее или менее широкое применение в средние века (Германия, Англия, Францияи др.), он со временем был вытеснен латинским. Только в Германии он обосновалсяпрочно и надолго, существенно потеснив латинский. Ему обучали в школе, на немпечатали книги и периодические издания, им пользовались в частной переписке.С 18 в. неоднократно возникали тенденции к отказу от готического шрифта (Ф.Шиллер, братья Гримм), но до 1945 г. он оставался в Германии основным шрифтом.В период господства фашистской диктатуры готический шрифт был объяслен "исконнонемецким". После второй мировой войны готический шрифт постепенно уступиллатинскому почти все свои позиции. Основная причина - стремление сделать немецкуюпечатную продукцию более доступной для иностранного читателя. Готический шрифтиспользуется и в наше время в разных странах - частично по традиции, частичноради его декоративности - при оформлении заголовков, объявлений, вывесок и т.д.

Примечания

1. Так, название города Кёльн восходитк Colonia Agrippinensis; здесь было поселение германского племени убиев, колонизированноев 55 г. по приказу Агриппины, матери императора Нерона. Название города Трирвосходит к Augusta Trevirorum, важному опорному пункту римлян на Мозеле, временнойрезиденции римских императоров, Аугсбург - к Augusta Vindelicorum,бывшему центру римской провинции Реции в предгорьях Альп, Бонн - кCastra Bonnensia, Кобленц - к ad confluentes, букв. 'у слияния', увпадения Мозеля в Рейн. Латинские слова castra и colonia сохранились в названияхряда городов Европы и на Британских островах.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи,частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.21, с. 144.

3. Тацит. Германия, гл. XV, цит. похрестоматии "Древние германцы" под ред. А.Д. Удальцова, с. 64.

4. Цезарь. Записки о галльской войне,там же, с. 19.

5. Плиний Старший. Естественная история,там же, с. 52.

6. На основании языковых и этнических данныхгерманские племена объединяют в три подгруппы: западную, восточную и северную.

7. Энгельс Ф. К истории древних германцев.Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 448.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи...Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 151.

9. Энгельс Ф. Из рукописного наследстваФ. Энгельса. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 410.

10. Украшение в виде пластинки с чеканкой.

11. Макаев Э.А. Язык древнейших руническихнадписей. М., 1965, с. 5.